Мода на IPO в России, а также рост числа сделок слияний и поглощений не преминули сказаться на заработках инвестбанкиров. По подсчетам экспертов, в 2006 г. они выросли в полтора-два раза. Нанять топ-менеджера в инвестбанк на вознаграждение $500 000—1 000 000 в год теперь практически невозможно.
«Публикации по этому поводу создают такой ажиотаж, что начинают из Нью-Йорка и отовсюду звонить люди, которые хотят в Россию, думая, что тут деньги платят практически просто так», — говорит руководитель одной из хедхантерских компаний. На самом деле все наоборот, требования к специалистам очень жесткие: нужен опыт работы на российском рынке, знание клиентов и при этом «международный класс», уверяет директор Delta Executive Search Яннис Демопулос. Такие кадры наперечет и потому вознаграждения банкиров, по оценке Демопулоса, в прошлом году выросли в два раза. Оценка партнера хедхантингового агентства Morgan Hunt Ольги Селивановой скромнее — 30—50%. Второй фактор, влияющий на рост компенсаций, — рост рынка. Больше всего инвестбанки зарабатывают на IPO. По данным Mergers.ru, в 2005 г. первичное размещение акций провели 13 российских компаний, а их объем составил $4,55 млрд. А в 2006 г. было уже 23 IPO объемом $17,7 млрд. Индекс РТС за прошлый год вырос на 70,7%.
По оценке консультанта Ward Howell International Марии Янковской, анализировавшей данные о четырех российских инвестбанках и шести «дочках» международных банков на начало 2007 г., управляющие директора/руководители инвестбанковского направления в 10 крупнейших инвестбанках зарабатывали $0,8—3 млн в год, исполнительные директора/руководители бэк-офисов — $250 000—500 000, руководители направления управления активами — $0,6—1,2 млн, руководители подразделений по операциям с ценными бумагами — $0,6—1,5 млн, директора по корпоративным финансам — $0,5—1,5 млн, директора аналитического департамента — $0,6—1,5 млн.
Практически никто из инвестбанков не раскрывает данных о компенсациях сотрудников. Согласно отчетности «Ренессанс Капитала» по МСФО, в прошлом году 686 его работников заработали $197,9 млн. При этом заработок 15 членов правления составил $30,5 млн. Таким образом, средний заработок каждого из них превысил $2 млн. Остальные же (671 человек, в том числе обслуживающий персонал) получали в среднем около $20 800 в месяц. В «Тройке Диалог» заработки несколько меньше: за прошлый год компания заплатила $137 млн 697 сотрудникам (с учетом бонусов), а в 2005 г. — $72 млн 474 сотрудникам, сообщил источник в компании. Таким образом, средняя месячная зарплата в инвестбанке составила в прошлом году $16 400, увеличившись с предыдущего года на 30%. А в конце апреля этого года президент и основной владелец «Тройки» Рубен Варданян выплатил бонус в размере $20 млн всем сотрудникам «Тройки» в связи с тем, что стоимость компании превысила $1 млрд.
В последние полтора-два года компенсации ключевых сотрудников в российских инвестбанках выросли так сильно, что у представителей набирающих команды глобальных банков брови лезут на лоб. Например, инвестбанкир Эдвард Кауфман, перешедший в начале года из UBS в Альфа-банк, получил гарантию на $7—8 млн в год, рассказывали хедхантер и топ-менеджер российской инвесткомпании. По их сведениям, специалисты по продаже акций Альфа-банка и «Уралсиба» на интервью у Goldman Sachs летом прошлого года просили $2—3 млн компенсации в год. После этого американский банк решил, что дешевле будет привезти людей из Лондона. Взяли, в частности, Руслана Бабаева, однако весной он уже перешел в «Ренессанс». Райффайзенбанк уже второй год ищет начальника брокерского подразделения, располагая бюджетом на $500 000 в год, но найти пока не может, рассказывает один из кандидатов на эту должность.
Впрочем, и обратные переходы нередки — например, со следующей недели в российский J. P. Morgan приходит команда аналитиков и трейдеров из МДМ-банка. «Работа в глобальном банке позволяет получить более широкий профессиональный опыт благодаря тому, что человек становится частью международной команды. Например, только в глобальном банке можно получить опыт работы над крупными сделками», — говорит руководитель российского J. P. Morgan Наташа Цуканова.
В этом году рост доходов инвестбанкиров продолжится, тем более что остались инвестбанки, у которых в России команды еще не сформированы, — например, Lehman Brothers или Nomura, замечает Демопулос. В то же время доходы тех, кто зарабатывает в основном на фондовом рынке, могут и упасть — ведь по итогам первого полугодия рынок почти не вырос, замечает замначальника брокерского управления ИФК «Метрополь» Александр Захаров.
Анна БАРАУЛИНА