Сегодня в Хабаровске пройдет президиум Госсовета, посвященный повышению роли регионов в модернизации экономики. Россия ослабила позиции в мировой экономике
Нужно совершать прорыв, но сделать это можно при одном условии — конструктивном партнерстве ради модернизации между федеральными и региональными властями, государством, бизнесом и населением.
Государству скупиться на модернизацию не нужно, говорится в документе, она все равно надежнее самых значительных резервных фондов. Госинвестиции должны вырасти до 3% в 2012—2014 гг. и до 3,9—4,1% в 2020—2030 гг. (сейчас около 2,5%): это позволит реализовать масштабные инфраструктурные проекты.
Ключевой фактор будущего роста — 5—6% в год, а не 4%, как сейчас, — расширение инвестиций и формирование новой инновационной политики на всех уровнях управления — корпораций, регионов и федеральных ведомств. Инновационный сценарий — агрессивный и рискованный, предупреждают авторы доклада: он требует серьезной перестройки системы управления и в компаниях, и на уровне государства; нужно также активно перераспределять финансовые ресурсы в экономике с помощью как бюджета, так и банковской системы и финансовых рынков.
Чтобы повысить инвестиционную составляющую банковского кредитования, следует пойти на докапитализацию Внешэкономбанка как института развития, предложено в докладе, его ресурсная база может пополниться за счет денег фонда национального благосостояния, резервного фонда и пенсионных накоплений. Внебюджетные фонды сейчас достигают 8% ВВП, а с накопительной частью пенсионных накоплений — 10% ВВП.
Доходы бюджета надо перераспределять в пользу регионов и муниципалитетов, для этого им нужно давать субсидии на развитие. Сейчас ситуация в регионах удручающая: там сконцентрированы полномочия по развитию социальной сферы, а денег нет. Регионам в 2012—2014 гг. надо найти 460—500 млрд руб. на повышение зарплат в сфере образования и 370—400 млрд руб. — здравоохранения, говорится в докладе, и, если этих денег не найти, реальную зарплату в социальных секторах ждет стагнация. В каждом регионе должны быть свои корпорации развития, но их координацию надо вести из центра.
На федеральном уровне должен появиться Проектный офис, говорится в докладе, чтобы заниматься стратегическим планированием, мониторингом и реализацией государственных и частных инвестпроектов.
Проектный офис — центральное звено, он обеспечит единые стандарты деятельности региональных институтов развития.
Идея о Проектном офисе продолжает плодить фикции о модернизации, говорит руководитель Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич: «Инвестиционные проблемы в России — прежде всего
У каждого региона уже есть программа социально-экономического развития, эти программы сведены в программу округа, напоминает губернатор Кировской области Никита Белых. Если эти стратегии реализуются по плану, то нет необходимости вмешиваться дополнительным структурам, считает он, а если есть сбой, то надо не мониторить и координировать, а обеспечивать канал доступа к ресурсам.
Модернизация — не только экономический процесс, но и геополитический, настала пора совершать поворот на восток и формировать евразийский центр развития во главе с Россией, говорится в докладе: предстоит выработать новую модель внешнеэкономических связей — с динамично развивающимися рынками третьего мира.
Сейчас российская экономика находится в латиноамериканском инфляционно-девальвационном цикле, пишут авторы доклада, и нужно обеспечить устойчивость платежного баланса — за счет кратного роста экспорта машин и оборудования и сдерживания динамики импорта.
В условиях дефицита ресурсов развития нужна реальная история успеха — только она может обеспечить поддержку необходимых перемен. Перемены могут быть и социально жесткими, предупреждают авторы доклада.
Страну ждет не только новая индустриализация, а целая управленческая революция, продолжают авторы доклада: «Это общенациональный долгосрочный стратегический проект». В проекте семь составных частей: промышленная политика, внешнеэкономическая стратегия, новая модель партнерства государства и бизнеса, модернизация образования, региональная политика, создание финансовых условий модернизации, улучшение инвестиционного климата.
Финансовый сектор надо превратить в активного субъекта модернизации, указывают авторы доклада: надо расширять ресурсную базу банковского сектора и создавать условия для удлинения банковских депозитов.
От модели концентрации экономического роста в столичных агломерациях и нескольких энергодобывающих и сырьевых регионах необходим переход к модели многополюсного пространственного развития. В регионах должны появиться полюса конкурентоспособности и полюса модернизации, пишут авторы.
Россия стоит перед развилкой: инерционно развиваться в ожидании нового кризиса или застраховаться от него упреждающей модернизацией экономики, считают авторы доклада.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ