Европейский кризис перешел в «экстремальное положение», заявил в интервью германской газете Handelsblatt экономист, нобелевский лауреат, профессор Принстонского университета (США) Пол Кругман. Европейскому Центробанку придется отказаться от приоритета стабильности цен и превратиться в орган государственного финансирования.
«В конце концов, ЕЦБ придется заглянуть в бездну и сказать: забудьте все правила, мы должны покупать облигации, штурм Италии должен быть остановлен. Иначе рухнет весь проект евро. Политические последствия краха могут быть колоссальными», — заявил экономист.
Сам проект евро был обречен на крах с самого начала, отметил Кругман, ссылаясь на выводы и других экономистов. «Нет никакого общего однородного экономического пространства. Поэтому не хватает условий для единой валюты. Таким образом, европроект был страшной ошибкой», — полагает американской экономист. Теперь же ЕЦБ обязан убедить рынки в своей способности противостоять кризису и скупить столько облигаций проблемных стран еврозоны, сколько потребуется.
При этом если Германия захочет обезопасить себя от покупки таких облигаций европейским ЦБ, это приведет к панике в итальянских банках, закрытию финансовых институтов, резкому росту доходности гособлигаций. «Трудно себе представить, что канцлер Ангела Меркель обратится к такой перспективе, направленной против евро», — считает Пол Кругман.
В отличие от Греции и Португалии, которые Кругман считает «фундаментально неплатежеспособными», Италия и Испания, если им удастся выстоять при спекулятивных атаках, смогут справиться с кризисом. «Пока у Италии и Испании доходность гособлигаций до четырех процентов, у них есть хороший шанс на выживание. Но при семи процентах это не сработает. Здесь в игру вступает ЕЦБ», — рассуждает Кругман.
В худшем случае, Италии придется оставить еврозону, потянув ко дну Испанию и, вероятно, Францию, отмечает экономист. «В итоге, евро мутирует в расширенный вариант немецкой марки. Мне не верится в это. В худшем случае, вероятность этого до 40%», — считает Пол Кругман. Чтобы предотвратить такой исход, ЕЦБ придется провести массовые покупки гособлигаций и показать, что рамки целевых показателей инфляции не столь жестки.
Интересно, что в своей колонке в The New York Times Кругман фактически оценил шансы на такую политику близкими к нулю: «Что реально нужно сейчас — это отважное лидерство европейских политиков и ЕЦБ. А также мир, любовь, братство и пони для каждого, что выглядит примерно одинаково вероятным».
Другой известный экономист, Нуриэль Рубини, также считает, что ЕЦБ придется стать «неограниченным кредитором в последней инстанции», чтобы спасти еврозону, а также урезать ставки до нуля, опустить курс евро до паритета с долларом США, ввести стимулирующую монетарную политику в Германии наряду с жесткой экономией на «европериферии». «Это, может быть, остановит надвигающуюся катастрофу», — пишет в Financial Times экономист, известный ультрапессимистичными экономическими прогнозами.
«Выйти за рамки узкой интерпретации своей миссии» Европейский ЦБ призвал и президент Португалии Анибал Каваку Силва в интервью Bloomberg. «Европейский Центробанк … должен быть готов выйти на вторичный рынок [для покупки облигаций], как до сих пор не поступали Центробанки. Это должна быть предсказуемая безлимитная интервенция», — считает политик.
€1,9-триллионный долг Италии слишком велик как для банкротства, так и для спасения, что может привести к вынужденной реструктуризации долга. «Это может отчасти решить уже имеющуюся проблему большого и неустойчивого долга, но не решит текущие проблемы большого дефицита текущего счета, недостаточной конкурентоспособности на внешних рынках и усугубляющегося сокращения валового внутреннего продукта и экономической активности, — перечисляет Рубини. — Для решения последних проблем, Италии может потребоваться, как другим периферийным странам, покинуть валютный союз и вернуться к национальной валюте, запустив фактический распад еврозоны».
Представители ЕЦБ до последних дней заявляли о невозможности предпринять какие-либо новые меры для борьбы с кризисом. Так, член совета управляющих ЕЦБ Клаас Кнот (Нидерланды) заявил в четверг, что ЦБ не может сделать «ничего большего», чтобы остановить кризис еврозоны. В том же ключе высказывались и два других члена совета управляющих ЕЦБ — Петер Прэт (Бельгия) и Йенс Вайдманн (Германия).
В пятницу риторика представителей регулятора изменилась. Так, член исполнительного совета ЕЦБ Эвальд Новотны заявил: «Если мы увидим существенный спад в экономике Европы или риск такого спада, при условии ценовой стабильности, существующая политика банка может быть изменена, и, может быть, будут предприняты более решительные действия», — передает Bloomberg.
Наталья ИЩЕНКО