Крупнейшие американские банки признались, что их убытки
Рост опасений, связанных с европейским долговым кризисом, заставляет крупнейшие банки и финансовые корпорации мира детальнее раскрывать информацию об их рисках в Европе. Американские банки в отчетности за третий квартал впервые подробно расписали их по отдельным странам еврозоны пишет The Wall Street Journal .
Совокупный объем рисков пяти крупнейших банков США по кредитам, долговым бумагам и торговым операциям в пяти самых проблемных странах еврозоны — Греции, Ирландии, Португалии, Испании и Италии — достиг $72 млрд. Лидирует инвестбанк JP Morgan Chase: его потери могут достичь $27,3 млрд в случае нарастания проблем в этих странах. Citi оценил свои возможные потери в $20,6 млрд, Bank of America в $14,6 млрд, Morgan Stanley в $5,7 млрд, Goldman Sachs в $4,2 млрд.
На такую открытость банки пошли, чтобы успокоить инвесторов, которые требовали обнародовать оценки рисков по отдельным странам в течение всего последнего года. Инвесторы опасаются, что облигации проблемных стран еврозоны могут сыграть в портфелях банков роль ипотечных гособлигаций перед кризисом 2008 года. Банки успокаивают: есть стратегии хеджирования рисков, которые позволят сократить потенциальные убытки в еврозоне вдвое или втрое (за счет механизмов CDS: credit default swaps — кредитно-дефолтные свопы, выпускаемые с целью страховки от возможного дефолта).
Но инвесторы по-прежнему недовольны и требуют дополнительных сведений о тех мерах, которые принимают банки, чтобы сократить убытки: существующих инструментов страховки от рисков уже недостаточно, доверие к ним упало. Держатели CDS по греческим гособлигациям едва ли получат хоть какие-то выплаты, несмотря на то что на саммите ЕС договорились о списании лишь 50% греческого долга. В конце октября финансовые власти договорились о добровольном участии банков в списании, но большинство инвесторов считают происходящее дефолтом страны: термин «добровольное участие» необходим, чтобы технически не считать страну банкротом и не запускать механизм распродажи CDS.
«Рынок сейчас переживает эру глубокого скептицизма к балансам финансовых учреждений. Если вы хотите максимального доверия со стороны инвесторов, вы должны предоставить максимальное раскрытие информации», — говорит Херб Лурье, старший управляющий директор инвесткомпании Guggenheim Partners с активами более чем $125 млрд. По словам инвестора Майкла Прайса, несмотря на подробное раскрытие информации, анализировать финансовое состояние банков очень сложно: «Цена акций банков на бирже отражает эту неопределенность».
Европейские банки, в отличие от американских кредитных организаций, не столь охотно раскрывают свои риски. В июле Евросоюз провел стресс-тесты, в которых 91 банк рассказал о своих вложениях в суверенные долги, включая разбивку по срокам погашения облигаций. Восемь банков стресс-тест не прошли (пять испанских, два греческих и австрийский), результаты еще 16 банков оказались на грани допустимых).
Углубление долгового кризиса в еврозоне ударит по и российским банкам.
«Если ситуация в Европе останется вялотекущей, стоимость заимствований для российских банков вырастет на 1—2%. Если будет острая развязка, как в 2008 году, источник финансирования исчезнет», — предупреждает руководитель кафедры банковского дела
Проблемы в Европе уже привели к проблемам с ликвидностью в российском банковском секторе. «Она ухудшается и будет ухудшаться. Пик — середина декабря. После этого бюджет активно начнет тратить деньги», — заявил в выходные зампред Банка России Сергей Швецов.
Ольга ТАНАС, Екатерина ГЕРАЩЕНКО