В пятницу Генпрокуратура на своем сайте опубликовала официальный пресс-релиз, в котором заявила, что она поручила Банку России, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Росфинмониторингу проверить банк «Русский стандарт». Генпрокуратура считает необходимой проверку банка для защиты прав граждан в сфере потребкредитования. В банке «Русский стандарт» не смогли прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Уставный капитал банка «Русский стандарт» составляет 1,273 млрд руб. Доля главного акционера — ЗАО «Компания «Русский стандарт« — составляет 90,75%, Roust Inc — 2,82%. По итогам 2005 года банк выплатил дивиденды по обыкновенным акциям в объеме 1,394 млрд руб. Конечным бенефициаром банка является Рустам Тарико.
В сообщении Генпрокуратуры говорится, что она получает «многочисленные обращения граждан о нарушениях их прав при заключении договоров потребительского кредитования с банковскими организациями». При этом «наибольшее количество обращений связано с деятельностью ЗАО «Банк Русский стандарт» при кредитовании физлиц.
Генпрокуратура уточняет, что «гражданам по почте рассылаются кредитные карты с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. При этом полная и достоверная информация о предоставляемой услуге и последствиях ее заключения до потребителя не доводится», а реальная процентная ставка по такому кредиту «оказывается в несколько раз выше заявленной». «На потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и т. д.». Генпрокуратура полагает, что «указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей».
В итоге Генпрокуратура направила в вышеперечисленные ведомства поручения провести проверку деятельности «Русского стандарта». В пресс-службе самой Генпрокуратуры в пятницу отказались от комментариев, сославшись на то, что все подробности будут озвучены ею сегодня.
«К нам такое поручение от Генпрокуратуры еще не приходило, но мы, конечно же, будем его исполнять, как только получим», — заявила РБК daily начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева. Кстати, на сайте антимонопольной службы в «белых» списках указано, что банк «Русский стандарт» при предоставлении потребительских кредитов применяет рекомендации ФАС России и Банка России (совместное письмо от 26.05.2005 N ИА/7235/77-Т) лишь «частично».
Источник РБК daily в ЦБ сообщил, что запрос из Генпрокуратуры к ним также пока не поступал, но очевидно, что это произойдет в ближайшие дни. «В этом случае решение о сроках проведения проверки «Русского стандарта» Банком России будет принято в сжатые сроки, затягивать не будем», — уточнил источник РБК daily в ЦБ. Он также отметил, что по итогам проверки «Русского стандарта» не стоит ожидать временного приостановления или отзыва его банковской лицензии: ЦБ неоднократно проверял деятельность банка, и с точки зрения соблюдения законодательства у него все хорошо. «У них проблема морального свойства, связанная с тем, что их клиенты не всегда чувствуют себя комфортно, — подчеркнул источник РБК daily в ЦБ. —
К примеру, часть условий договора могут быть напечатаны более мелким шрифтом. Вдобавок их коллекторское агентство (агентство по сбору долгов. — РБК daily) иногда действует на грани фола, выбивая из заемщиков долги». В «Русском стандарте» сообщили, что результаты работы агентства консолидируются в отчетности банка. Но сообщить подробности о его работе и эффективности в пресс-службе банка отказались.
При этом другой источник РБК daily в ЦБ заметил, что Банк России и так, без обращений Генпрокуратуры, собирается в конце лета провести плановую проверку в банке «Русский стандарт».
Буквально накануне появления этой информации «Русский стандарт» победил в противостоянии с Роспотребнадзором, который пытался признать незаконными комиссии за обслуживание счета и другие сборы, которые взимало отделение банка в Красноярске. Банк оспорил решение Роспотребнадзора в Арбитражном суде Москвы и выиграл дело: суд признал комиссии и прочие сборы законными. «По-моему, весьма вероятно, что руководство одной госслужбы, не сумев самостоятельно решить «интересную» задачу, обратилось за помощью к другой госструктуре», — пояснил РБК daily бывший руководитель российского банка.
В «Русском стандарте» к моменту подписания номера так и не смогли согласовать официальный комментарий по поводу поручения Генпрокуратуры.
Юрий НЕХАЙЧУК, Игорь ПЫЛАЕВ, РБК daily
РЕПЛИКИ
«Русский стандарт» попал в нестандартную ситуацию
Кредитами банка заинтересовалась Генпрокуратура
Вопрос законности банковских комиссий и штрафов при потребительском кредитовании заинтересовал Генпрокуратуру. В пятницу она инициировала проверку условий выдачи кредитов лидером рынка банка «Русский стандарт» сразу тремя профильными ведомствами. Банкиры опасаются, что совместная ревизия Банка России, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) негативно скажется на имидже всей банковской системы.
«В Генпрокуратуру поступают многочисленные обращения граждан о нарушениях их прав при заключении договоров потребкредитования,— такое сообщение в пятницу появилось на сайте Генпрокуратуры.— Наибольшее количество обращений связано с деятельностью банка Русский стандарт. Заемщики жалуются, что при рассылке им по почте кредитных карт полная и достоверная информация об услуге до них не доводится. А реальная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной — за счет комиссий за ведение счета и штрафов за просрочку платежа. «Указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей,— сделала вывод прокуратура и поручила Банку России, ФАС и ФСФМ проверить банк «для принятия мер по защите прав граждан». В «Русском стандарте» прокомментировали ситуацию в общих чертах. «Активное сотрудничество банков с госорганами будет способствовать скорейшему принятию закона о потребкредитовании»,— сообщил предправления «Русского стандарта» Дмитрий Левин, указав, что новые кредитные продукты банка, предложенные с начала года, учитывают пожелания клиентов и регуляторов.
Розничным бизнесом банков прокуратура заинтересовалась впервые. То, что первым объектом ее интереса стал именно «Русский стандарт», участников рынка не удивляет. Как на лидера рынка потребительского кредитования на этот банк поступает наибольшее число жалоб. По словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, из 86 жалоб, поступивших с начала года, 52 касались «Русского стандарта», 11 — «Хоум Кредит энд Финанс банка «. Правда, если соотнести количество жалоб с объемом кредитного портфеля, получается, что процент недовольных условиями кредитования «ХКФ банка» примерно такой же, как и у «Русского стандарта».
Банкиры считают, что претензии Генпрокуратуры могут быть быть предъявлены и другим банкам. В минувший вторник в Роспотребнадзоре прошло совещание с участием представителей Банка России, Генпрокуратуры и Высшего арбитражного суда по вопросам потребкредитования. «А это уже свидетельствует о политической подоплеке»,— считает представитель крупного федерального банка. «Когда речь идет о заведении уголовных дел на мошенников, жертвой которых стали банки, мы с трудом добиваемся хоть какой-то реакции Генпрокуратуры,— добавляет глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.— Зато когда вопрос популярный, прокуратура считает своим долгом вмешаться». При этом «Русскому стандарту» не помогло ни неоднократное признание арбитражным судом Москвы законности банковских комиссий, ни недавняя отмена банком дополнительных платежей по большинству программ.
Участники рынка считают, что действия Генпрокуратуры нанесут ущерб банковской системе. «Заемщикам действия Генпрокуратуры не помогут, зато создадут в обществе крайне отрицательный имидж банкам,— уверен глава крупного российского банка.— Результатом станет рост рисков в банковском секторе. Причем не только кредитных, но и репутационных».
Адвокат Сергей Романов говорит, что, по его мнению, в отсутствие специализированного законодательства о потребкредитовании разрешить создавшуюся ситуацию может вмешательство правительства. «Утверждение правительством правил потребкредитования избавило бы банки от претензий не только на будущее, но и по уже заключенным договорам»,— полагает господин Романов.
Сами же банкиры надеются не столько на правительство, сколько на своих регуляторов. «Поскольку условия кредитования Русского стандарта прописаны в договорах, формально требования Банка России соблюдены, и результат проверки ЦБ, скорее всего, будет положительным,— считает зампредправления Русь-банка Валерий Кардашев.— Для ФСФМ и ФАС вопрос соблюдения прав заемщиков не профильный, и если нарушений по вопросам их компетенции нет, они, скорее всего, тоже вынесут положительные заключения».
В Банке России и ФСФМ получить комментарии в пятницу не удалось. В ФАС сообщили, что поручения Генпрокуратуры пока не получали, и подтвердили, что главная задача ведомства — не защита потребителей, а контроль за добросовестной конкуренцией. «Правда, если введение заемщиков в заблуждение способствует недобросовестной конкуренции, то косвенно проблема попадает в сферу нашей компетенции»,— отметила глава управления контроля и надзора на рынке финуслуг ФАС России Юлия Бондарева.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Коммерсант
Комментарии
Вот их официальный ответ на мой запрос:
Уважаемая НАТАЛИЯ!
АО "Банк Русский Стандарт" (далее Банк) благодарит Вас за обращение RSKZ-от 15 мая 2020 г. и сообщает:
По итогам анализа Вашей ситуации принято отрицательное решение. В Банке реализована автоматическая система оценки рисков, определяющая вероятность невозврата задолженности, как при выдаче кредитной карты, так и в процессе ее использования. Для возможности пользоваться кредитными средствами по договору рекомендуем Вам погасить просроченную задолженность в сторонней кредитной организации.
Дополнительно сообщаем, что кредитный отчет, характеризующий исполнение Вами принятых на себя обязательств по Договору займа (кредита), а также иному договору или обязательству, предусмотренным Федеральным законом № 218-ФЗ, Вы можете получить, обратившись в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ).
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
С уважением,
Служба клиентской поддержки
АО «Банк Русский Стандарт»
Просим не отвечать на данное сообщение. При возникновении вопросов Вам необходимо обращаться в любой офис Банка или Call-Центр Банка.