Марио Монти, ожидающему своего официального назначения на пост премьер-министра Италии, будет гораздо легче выполнить стоящие перед ним задачи, если он найдет общий язык с прочими политиками. Впрочем, с другой стороны, если бы дело было только в этом, 68-летнего технократического лидера не назначили бы на этот пост, утверждает корреспондент журнала Time Стефан ФЕРИС.
Монти пригласили на премьерский пост с его синекуры в миланском Университете Боккони именно потому, что рынки утратили веру в способность и волю итальянской политической верхушки к проведению таких реформ, как повышение налогов, сокращение госрасходов и структурные преобразования, необходимые для укрепления финансовых институтов страны. «В этом общая проблема всех технократических правительств. Реформирование — процесс болезненный, и никто к нему не готов. Однако <для проведения реформ> технократическому правительству все-таки необходимы голоса парламентариев, а парламентарии представляют свои политические партии», — поясняет эксперт по европейской политике из римского Института LUISS Джованни Орсина.
Монти придется проводить сбалансированную политику с тем, чтобы провести реформы в жизнь, а значит, соблюдать равную дистанцию со всеми политиками, чтобы проводимые им меры возымели эффект. Новому премьеру Италии пришлось столкнуться с первым испытанием даже до момента формирования его правительства: в понедельник, 14 ноября, Сильвио Берлускони попытался было поставить условия, при которых он согласен уйти в отставку. В ответ Монти повел себя как ни в чем не бывало (во всяком случае, на публике) и сообщил журналистам, что намерен оставаться на своем посту до окончания законного срока в 2013 году. Кроме того, он прямо заявил журналистам, что Италию ждут непростые времена: «Крови и слез не будет, но на жертвы пойти придется».
Представители бывшей центристской коалиции отреагировали на это, весь вторник проведя в спорах, пока, наконец, не приняли сторону нового правительства. Формирование нового Кабинета Монти также стало предметом переговоров между левым и правым партийным крылом, особенно обсуждался вопрос о том, войдет ли туда Джанни Летта, издавна преданный Берлускони политик. К моменту раннего вечера во вторник этот вопрос так и не был решен, и Монти распустил собрание, чтобы созвать его в среду в 11 часов. «Итальянские политики говорят: «Ну что ж, если уж все катится в пропасть, то мы хотим в этой пропасти устроиться поудобнее», — подмечает Эрик Джонс, директор болонского Института политических исследований при Университете Джона Хопкинса.
Подождать до утра — идея хорошая, и, несомненно, рынки подтвердят сильную позицию Монти. Растущие спреды по итальянским госбондам, будучи верным признаком неуверенности рынков, стали индикатором падения Берлускони и тем самым «указали ему на дверь» во избежание финансового коллапса страны. Но эти же спреды — источник силы для Монти. Пока что у него нет своей политической базы, и рыночные индикаторы — поддержка, при помощи которой он проведет свою программу в жизнь. «Ключевое слово здесь — «шантаж». Монти потребует болезненных перемен, касающихся как правительства, так и всей страны. Дескать, или вы проголосуете «за», или пеняйте на себя», — предполагает Орсини.
А возражения не заставят себя ждать, и, возможно, Монти не удастся сформировать свое правительство до конца среды. В четверг будет еще жарче — в этот день национальные профсоюзы грозят устроить забастовку. Больше всего возражений будет относительно мер, которые намерен осуществить новый премьер-министр. Увеличение подоходного налога разъярит правое крыло, изменение трудового законодательства раззадорит левое. Изменение пенсионного законодательства разозлит всех. Надежда лишь на то, что Монти удастся сформировать законы, которые распределят негатив по всему спектру законодательной власти, а нетерпеливые рынки подтолкнут парламент эти законы принять. Альтернатива же подобному исходу событий, по словам Орсины — непрекращающаяся политическая борьба, когда Монти и политики будут брать друг друга «на слабо» с тем, чтобы принять тот или иной пункт. «Если идти шажок за шажком, то нам грозит непрерывный кошмар. Каждый такой шаг может стать шагом на «крестном пути», — заключает Орсини.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru