Борьба властей с банкирами за права заемщиков все больше напоминает выступление военного оркестра. Музыка громкая и тревожная, барабаны бьют, а враг не бежит и даже виду не показывает, что собирается сдаться.
Давали, дают и давать будут. Под 92% годовых. Во столько обошелся бы кредит на покупку плазменной панели в банке " Хоум Кредит» корреспонденту «Ведомостей», которая решила проверить выполнение инструкции ЦБ о раскрытии эффективной ставки в кредитном договоре. Проблема в том, что добиться быстрого раскрытия этой ставки удалось лишь в одном банке, да и там объяснили, что смотреть на нее не стоит. Все остальные кредитные инспектора предлагали сначала оформить договор, на что может уйти и больше часа. Сложно себе представить, что клиент, который в мыслях уже установил панель в гостиной, откажется от кредита, увидев в последний момент настоящую плату за кредит, выраженную в непонятно как подсчитанных процентах.
Беспомощность ЦБ, ФАС, Роспотребнадзора и прочих надзорно-карательных органов удивляет. Если уж ЦБ и правительство всерьез обеспокоены проблемой обмана граждан, то почему бы не написать очень простой закон из нескольких пунктов?
1. Единственный численный параметр, который можно указывать в рекламе кредитов, — это эффективная ставка.
2. В информационных материалах банка должна быть прописана эффективная ставка по каждому виду кредитных программ и никакой другой процентной ставки приводиться не может.
3. Эффективная ставка должна быть указана на каждой странице кредитного договора максимально крупным шрифтом.
К словам банкиров о том, что эффективную ставку невозможно назвать заранее, всерьез прислушиваться не стоит — это их очередная уловка. Конечно, если комиссия за ведение ссудного счета фиксированная, например 300 руб. в месяц, то эффективная ставка меняется в зависимости от объема кредита. Однако решается эта проблема просто. Не нужно предлагать кредиты с фиксированной месячной комиссией. Я вот, например, пока не слышал о депозитах с комиссией за обслуживание.
Если государство не в состоянии прописать правила работы банков, которые сделали бы поиск оптимального кредита для конкретного заемщика более осмысленным, это по-настоящему печально. И не только для тех горемык, которые, польстившись на 10%-ный кредит, сначала тратят его на кусок красивой жизни или банальную выпивку, а потом бегают от крепких плечистых сборщиков долгов или пишут жалобы в ЦБ. Это плохо и для самих банков. Бравурные речи и заявления могут когда-нибудь закончиться настоящим рейдом Генпрокуратуры по офисам наследников ростовщиков.
Андрей ПАНОВ