Экстренная реструктуризация литовского банка Snoras, предпринятая литовскими властями 17 ноября, продолжается. Вчера премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявил, что ситуация в Snoras, деятельность которого де-факто приостановлена, «сложнее, чем раньше думали», экспресс-анализ временной администрации банка, который будет санироваться по схеме отделения проблемных активов с переводом действующего бизнеса в отдельную работоспособную структуру, показал, как сообщает «Прайм», недостачу ценных бумаг в размере около $470 млн.
Отметим, макроэкономическая ситуация в Литве в последние месяцы не позволяла предположить высокую вероятность банковских крахов. Как и другие страны Балтии, Литва достаточно быстро вышла из глубокой рецессии (ВВП Литвы в третьем квартале 2011 года рос «год к году» на 6,6%), рост промпроизводства колеблется (в годовом выражении) в диапазоне 6—10%. Кризиса ликвидности в банковской системе республики не фиксировалось. Банк Литвы еще 16—17 ноября отмечал низкое влияние банкротства Snoras на другие банки: у банка, контролируемого группой Convers, не было крупных позиций на литовском межбанке. В первые два дня после остановки операций Snoras сокращение депозитной базы по литовской банковской системе (без обанкротившегося банка) составило, согласно данным Центробанка страны, всего 0,2%. Литва гарантирует депозиты физлиц и частных лиц на сумму около €100 тыс. Отметим, Snoras контролировал около 17% депозитов физлиц в Литве.
Между тем последний «Обзор финансовой стабильности» Банка Литвы позволял предположить именно такое развитие событий. Аналитики литовского ЦБ в обзоре разделили банковскую систему страны на три группы: «первая тройка», «группа I» — в основном «дочки» иностранных банков и банки институциональных банковских инвесторов (SEB, Swedbank, Citadele, DnB Nord) и «группа II» — контролируемые частными нефинансовыми группами и физлицами банки, такие как Ukio и Medicinos. Вторая группа, отмечали аналитики, с конца 2009 года гораздо быстрее остальных наращивала кредитные портфели, причем более 50% из займов выдавалось нерезидентам Литвы. В «группу II» Банк Литвы уверенно отнес и Snoras, констатируя, что риски по ней существенно выше, чем по «институциональным» банкам. Судя по всему, речь идет о завершении процесса, начавшегося еще в 2007 году (см. диаграмму), когда банки этой группы предприняли поначалу крайне удачную кредитную экспансию.
Дмитрий БУТРИН