Среда станет важным днем для мировой экономики. В США двухпартийный суперкомитет должен представить долгосрочный план снижения бюджетного дефицита, а в Брюсселе Еврокомиссия обнародует предложения по переходу к единой экономической политике в рамках еврозоны. Республиканцы и демократы пока не в состоянии договориться, а успех в Европе зависит от весьма спорной идеи — выпуска общеевропейских облигаций под гарантии всех участников еврозоны.
В понедельник увеличился разрыв в доходности гособлигаций Франции и Германии: по французским бумагам она выросла на 1,3%, а по немецким снизилась почти на 4,4%. Французские облигации перестали быть эталоном для инвесторов, как в 2008—2009 годах, когда, несмотря на кризис, Франция могла дешево привлекать средства.
Рейтинговое агентство Moodys уже предупредило о возможности снижения французского рейтинга. Сейчас он, по версии всех трех рейтинговых агентств, максимален — «ААА». Но Франции по сравнению с Германием приходится почти вдвое больше платить по госдолгу, который в этом году достигнет 87% ВВП. При экономическом росте в 1,2% — прогноз МВФ на 2012 год — французскому правительству будет очень сложно выполнять планы по сокращению бюджетных расходов. «Меры финансовой экономии повышают и так высокую налоговую нагрузку и могут подвергнуть риску экономический рост и увеличение доходов. А это может привести к новым программам экономии», — уверен Александр Кокербек, вице-президент Moodys. Повредит реализации программ экономики, по мнению Кокербека, и необходимость помогать другим странам, а также французским банкам, которым Moodys уже успело снизить рейтинг. Финансовому положению последних повредил кризис в Греции и других странах PIIGS.
Рост доходности по облигациям Франции, а также таких считавшихся надежными стран, как Бельгия, заставит более внимательно рассмотреть идею выпуска еврооблигаций под гарантии всех 17 участников еврозоны, включая Германию. С этим предложением, по информации The Wall Street Journal, в среду выступит Еврокомиссия, подготовившая собственный план спасения еврозоны.
Ранее ввести евробонды предлагали страны-должники, например, Италия. Для них введение этого инструмента снизило бы стоимость займов. Также защищал эту идею глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер. Но в середине августа ее отвергли французский президент Николя Саркози и немецкий канцлер Ангела Меркель. Противником идеи введения еврооблигаций была именно Германия, для которой появление таких бумаг означает повышение выплат по госдолгу.
В Еврокомиссии предлагают несколько способов введения облигаций. Они могут полностью заменить национальные облигации вплоть до обмена уже существующих. Кроме того, облигации могут стать своеобразным рычагом давления на страны. Часть долга в зависимости от того, как страна соблюдает финансовую дисциплину, может быть выпущена в новых бумагах, а остальное — в национальных облигациях. Эти два варианта требует изменений в Лиссабонский договор. Чтобы не затягивать время, в Еврокомиссии предложили и облегченную форму: страны еврозоны будут нести обязательства по облигациям лишь до определенного уровня доходности по ним, остальная ответственность на стране, выпустившей бумаги. Но значительно снизить стоимость займов для стран с высокими долгами с помощью последнего варианта не удастся.
Еще одним предложением Еврокомиссии станет расширение Европейского фонда финансовой стабильности не до 1 тлрн, как планировалось ранее, а до 2 трлн — это поможет остановить кризис в Италии. Откуда взять средства, в Еврокомиссии пока не знают, но предыдущего предложения на фоне кризиса в Италии уже явно недостаточно.
Германия вряд ли допустит выпуск подобной долговой бумаги, уверен профессор Лондонской школы экономики Димитрий Вайанос. Активов самой Германии в этих условиях может оказаться недостаточно и потребуется вмешательство Европейского центрального банка, добавляет эксперт, ведь долговой рынок Италии очень большой.
По мнению Вайаноса, введение еврооблигаций окажется ошибкой. Этот инструмент предполагает намного большую степень интеграции, чем, например, контроль над бюджетами стран, не только в области расходов, но и доходов, наблюдающийся в Европе сейчас. Например, итальянский предприниматель, который уклоняется от уплаты налогов в Италии, будет отвечать перед общеевропейской судебной системой, — так законодательство устроено в США: за неуплату налогов отвечают перед федеральными органами. Такой степени интеграции Европа пока не достигла, а введение еврооблигаций будет лишь краткосрочной мерой, уверен Вайанос.
Ольга ШАМИНА