Совсем скоро акции Сбербанка России, а точнее, его глобальные депозитарные расписки (GDR) будут торговаться на Лондонской фондовой бирже (LSE). По заявлению руководства банка, ценные бумаги пойдут на биржу после дробления акций банка, в результате которого номинал сократится с нынешних 3 тысяч до 3 рублей. Недорогие ценные бумаги активнее «крутятся» на биржевых торгах. К тому же выйти на лондонскую площадку банкиров сподвигли и «недобранные» в ходе размещения дополнительной эмиссии 5—7 млрд долларов. По мнению первого заместителя правления банка Аллы Алешкиной, такую сумму могли бы заплатить зарубежные инвесторы, если бы бумаги Сбербанка продавали за пределами России.
То, что спрос на акции Сбербанка растет, подтверждает динамика цен: с момента размещения она поднялась примерно на 10 тысяч рублей за одну акцию. Финансовые аналитики предрекают хороший темп и дальше, говоря уже о 4500 долларов и выше за штуку до конца года. Понятно, что появление акций на одной из самых уважаемых мировых бирж привлечет внимание иностранных инвесторов, и даже самый смелый сегодняшний прогноз окажется превзойденным. Ведь от объемов и темпов продаж во многом зависит цена акций. Пока акции Сбербанка по обороту на российском фондовом рынке занимают пятое место после РАО ЕЭС, «Газпрома», ЛУКОЙЛА, и «Норильского никеля».
Аналитики фондового рынка говорят, что в Лондоне Сбербанк вполне может составить конкуренцию «Газпрому» — одной из самых популярных иностранных компаний на LSE. Его депозитарные расписки продаются на рекордные суммы — с начала года объем торгов его расписками на LSE составил 27,5 млрд долларов.
Столь смелые прогнозы аналитиков базируются на двух китах: неразвитости банковского сектора на российском фондовом рынке и успешной деятельности. Действительно, до недавнего времени Сбербанк, по сути, и был всем этим сектором в единственном числе. Сейчас появились акции ВТБ, в список продаж попали еще полтора десятка банков, пустивших акции в открытую продажу. Брокеры даже сочли выгодным формировать из банковских акций специальный паевой инвестиционный фонд (ПИФ), полагая, что он даст более весомую прибыль, чем нынешние фавориты.
Что же касается дел в Сбербанке, то они идут успешно, независимо от того, измеряются ли они по международным стандартам отчетности (МСФО) или по российским (РСБУ). За пять месяцев он получил 44,4 млрд рублей чистой прибыли, за полгода ожидает 50—52 млрд, а за год — и все 100 млрд. Это вполне достижимо: по итогам 2006 года чистая прибыль банка по РСБУ составила порядка 89 млрд рублей, а по МСФО — около 83 млрд. И, как заметил на днях глава Сбербанка Андрей Казьмин, банк год от года увеличивает суммы дивидендов, выплачиваемых акционерам: с 6% от чистой прибыли за 2001 год до 10% за 2006 год.
Конечно, акционеров — физических лиц у Сбербанка почти четверть миллиона — 237 тыс. человек. Порадуемся за них. Но что получают от роста акций и увеличения прибыли клиенты банка? Естественно, что банк не может выплачивать вкладчикам проценты более высокие, чем это диктуют закон и рынок — ставки Сбербанка связаны со ставкой рефинансирования ЦБ, а она 19 июня снизилась еще на полпроцента и дошла до 10%. Исходя из этой величины Сбербанк гарантирует одни из лучших в стране ставок по депозитам.
Что же касается заемщиков, то каждый год Сбербанк снижает проценты по ссудам. Последнее майское снижение было наиболее существенным — на 5 процентных пунктов снижена ставка по образовательному кредиту, на 1,5—2,5 пункта — ставки по ипотеке и автокредиту, причем срок выплаты по кредитам на недвижимость увеличен с 20 до 30 лет.
А значит, без преувеличения можно сказать, что успехи и дальнейшее развитие Сбербанка, обслуживающего половину населения страны, так или иначе касаются всех нас.
Андрей КРАСНОВ