«От государства мы получаем противоречивые сигналы», — заявил президент Промсвязьбанка Артем Констандян на Финансовом форуме России, организованном «Ведомостями». Правительство, по его словам, говорит о модернизации и дает банкам «посыл наращивать кредитование», но при этом регулятор ужесточает отношение к рискам, повышает требования к достаточности капитала и дает сигнал, что «надо придерживаться умеренного роста». Но если исходить только из ограничения рисков, «мы навсегда останемся отсталой экономикой», заявил он. Риски надо контролировать, повышая уровень экспертизы, в том числе необходимо повышать качество надзора, призвал банкир.
Предправления Юникредит Банка Михаил Алексеев заявил, что ЦБ требует создавать неадекватно высокие резервы, что не позволяет укреплять капитальную базу банков. В частности, ЦБ требует 150%-ного резервирования кредитов, которые заемщик перевел затем на счета в другие банки. «Но у нашего банка много крупных клиентов, которые держат расчетные счета в нескольких банках», — возмущался Алексеев.
Зампред ЦБ Алексей Симановский ответил, что регулятор продолжает работу над идентификацией рисков и банкиры могут поучаствовать в этом. И что он Алексеева «услышал».
«Регулятор — за риски», — заверил Симановский, но призвал не совмещать повышенные риски с быстрым ростом. Иначе будет как в военных операциях, сравнил он, когда «авангард зашел далеко вперед, а арьергард с кухней отстали и кушать нечего». А тот рост, который «мы видели в III квартале», говорит о том, что банковская система уже «быстрые темпы набрала». Правда, во многом за счет девальвации, когда росла валютная часть портфеля в рублевом эквиваленте.
«Мы сокращаем людей, режем косты, но если этот процесс не сопровождать ростом производительности труда, то такая оптимизация приведет к потере доли рынка», — заявил гендиректор ФК «Открытие» Вадим Беляев. И оказывается, в этом вопросе банкам тоже не хватает понимания регулятора: его требования «убивают производительность труда», рассказал Беляев. «Сейчас невозможно объединение функций кассира и операциониста в отделении — этот запрет, наверное, остался со времен [советских] госбанков», — возмущен финансист. Но времена поменялись, продолжил он, сейчас хакерская атака опаснее, «чем если кассир припрячет какую-нибудь купюру». Если бы регулятор снял этот запрет, «у нас бы в отделении сидело не 30, а три специалиста», заверил Беляев. Симановского поразил потенциал оптимизации, он сравнил специалистов такого отделения с тремя мушкетерами и пообещал подумать об этой проблеме.
Сошлись банкиры с регулятором на том, что сейчас рынок можно сравнить с зоной турбулентности. «Когда самолет входит в турбулентность, никто же не боится, все слушают капитана судна, пристегиваются и ждут приземления», — сказал Симановский. Сейчас регулятор просит банкиров «пристегнуться», пояснил он: «В хорошем смысле».
Наталия БИЯНОВА