Российская экономика накануне выборов показала все, на что она способна при стабильно высоких ценах на нефть, и новым властям придется озаботиться решением структурных задач, если они хотят добиться более впечатляющих результатов, говорят экономисты и аналитики.
По их мнению, ВВП РФ будет расти на 3—4 процента в ближайшие годы, но власти верят в потенциал роста на 6—7 процентов.
«Если цены останутся высокими (хоть и стабильными), то 3 процента — это реалистично. Но 6—7 процентов представить трудно без роста цен на нефть до $180—200 за баррель. Главная проблема России, мешающая ускорению, носит структурный характер. Это зависимость от конъюнктуры на сырье, низкая эффективность и производительность труда и чудовищная недоинвестированность. Вот с этими проблемами и будет бороться новая администрация», — сказала экономист BNP Paribas Юлия Цепляева.
Выборы в Государственную думу РФ пройдут 4 декабря, а президентские — запланированы на 4 марта. Опросы общественного мнения показывают, что наибольшее число мест в парламенте займет правящая партия «Единая Россия». Преодолеть проходной барьер имеют шансы находящиеся в умеренной оппозиции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Правительство раздало триллионные предвыборные обещания, направленные на модернизацию, перевооружение армии, повышение доходов полицейских, военных, бюджетников и пенсионеров, но отправило в «долгий ящик» решение структурных проблем.
Параллельно, капитал утекает из России объемами, сопоставимыми с кризисом 2008 года, а сама страна плетется среди отстающих в глобальных рейтингах конкурентоспособности и ведения бизнеса.
«Не особенно хочет поддерживать рост и Минфин, который то ли решил по факту сократить бюджетные расходы этого года, то ли никак не может обеспечить равномерность бюджетных расходов — ни до, ни после отставки министра Алексей Кудрина. Впрочем, и остальной состав правительства сейчас, похоже, больше озабочен решением сиюминутных проблем, чем проблемами будущего роста», — считает эксперт исследовательского центра Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.
Принятие непопулярных решений откладывается как минимум до после выборов.
«Я думаю, что следующий год должен быть как раз годом такого вида работы, такого вида решений, когда мы бы еще раз посмотрели на наши принятые расходные решения. В первую очередь, я имею в виду обеспечение самодостраивающейся пенсионной системы», — сказал в среду на конференции «Ведомостей» и. о. министра финансов Антон Силуанов.
Один из соавторов программы преобразований времен «раннего Путина» Михаил Дмитриев считает, что сентябрьская рокировка властного тандема не оставила надежд на структурные реформы в России в ближайшие годы, поскольку Владимир Путин растратил кредит доверия и проведет третий срок в борьбе с падающим рейтингом.
Непоказательный рост
Волнения на мировых рынках не омрачили макроэкономическую картину октября на фоне стабильного уровня цен на нефть и благодаря внутреннему и инвестиционному спросу, подпитываемому государственными инвестициями. Последствия европейского долгового кризиса достанутся новому президенту РФ.
Последний мониторинг перед выборами, опубликованный Минэкономразвития РФ в среду, показал, что рост российской экономики в октябре ускорился до 5,6 процента, во многом, благодаря сельскому хозяйству. По итогам года власти и аналитики прогнозируют рост ВВП на 4,1—4,2 процента.
«У нас пока нет оснований считать, что ускорение роста, зафиксированное в третьем квартале, является устойчивым. Слишком сильно оно завязано на отдельные объекты и отрасли, слишком ненадежна ситуация в промышленности, где темпы роста начали замедляться, слишком очевиден продолжающийся отток капитала из России», — считает Акиндинова.
Главным «успехом» текущего года Минэкономразвития назвало «борьбу с инфляцией», которая в 2011 году имеет все шансы составить исторический минимум в 6,5—7,0 процента.
Эксперты и чиновники предрекают, что долговой кризис, бушующий в Европе, дойдет и до российской экономики, которая окажется ограниченной во внешних ресурсах финансирования и потеряет экспортную выручку.
«Макростатистика октября показывает, что ухудшение внешней конъюнктуры пока не стало серьезной угрозой динамике внутреннего спроса, но сопряженные с этим риски удорожания кредитных ресурсов и ослабления рубля могут в ближайшей перспективе обернуться замедлением ключевых реальных индикаторов», — сказала Мария Помельникова из Райффайзенбанка.
Россия в полной мере почувствует сокращение внешнего спроса в первом квартале 2012 года, считает Сергей Каралыхин из ТКБ Капитала.
«Я на ближайшее будущее не вижу каких-либо ухудшений для российской экономики со стороны внешнего шока, но кризис будет длинным и рассчитывать на возврат модели роста, которая была в первое десятилетие этого века, думаю не стоит, рост будет более скромным, инфляция будет меньше», — считает зампред ЦБР Сергей Швецов.
Россия грелась в сиянии высоких цен на нефть в начале века, и сырьевая модель роста экономики привела к тому, что ненефтегазовый дефицит бюджета РФ вырос до 11 процентов ВВП, увеличив уязвимость экономики перед кризисом.
Теперь власти РФ делают ставку на то, что потребительски- ориентированная экономика покажет стабильные темпы роста в 3,7—4,6 процента в ближайшие годы при ценах на нефть около $100 баррель.
Путин оптимистичен и называет темпы роста экономики РФ, исторически низкую инфляцию, бездефицитный бюджет и растущие резервы «хорошей подушкой безопасности».
Майя ДЯКИНА