Экономика продолжает ускоряться: по оценкам Минэкономразвития, ВВП за октябрь вырос на 0,9% после 0,4% в сентябре (с исключенной сезонностью), с начала года — на 4,3%.
Ускорение обеспечило сельское хозяйство: за месяц сектор вырос на 23,6%, по сравнению с октябрем 2010 г. — на 51,8%. Помогла низкая база:
В октябре экономика ускорилась и за счет активного потребительского спроса, продолжает Тихомиров. Прирост реальной зарплаты был нулевым, реальные располагаемые доходы снизились на 0,6%. При этом оборот розничной торговли вырос на 0,2%. Вероятно, на потребление идет часть сбережений, рассуждает Тихомиров. До этого росло и розничное кредитование, замечает он, но в дальнейшем на потребителей надеяться не стоит, кредитование растет уже не так активно.
Общий кредитный портфель за месяц вырос всего на 1,4% до 22 трлн руб., следует из данных Минэкономразвития. Это самые низкие темпы за полгода и втрое меньше сентября — тогда кредитование увеличилось на 4,7%. Но данные Минэкономразвития надо очистить от валютной переоценки, объясняет эксперт ЦМАКП Олег Солнцев. Тогда рост за октябрь — примерно 2,5%, подсчитал он: кредиты предприятиям выросли на 2,4% (против 1,4% по данным Минэкономразвития), населению — на 2,6% (2,2%). Обвала не было, говорит Солнцев, темпы роста кредитования всегда колеблются. Но реальное замедление должно произойти, считает он: ведь ставки по кредитам растут. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по кредитам в рублях в октябре выросла до 8,8% годовых с 8,1% в сентябре, это максимальное значение за год.
Деньги и дальше будут дорожать, говорит Тихомиров, ЦБ поддерживает ликвидность в банковской системе на минимально возможном уровне. Недостаток ликвидности — техническая причина, но есть и психологические факторы, замечает Алексей Моисеев из «ВТБ капитала»: все стали опасаться второй волны кризиса.
Вряд ли сокращение кредитования повлияет на инвестиции в основной капитал, не согласна Юлия Цепляева из BNP Paribas: на банковские кредиты приходится лишь около 10% долгосрочных вложений предприятий, а условия для надежных корпоративных заемщиков пока не ухудшились. Но
Спрос на кредиты рос слишком быстро, особенно на высокорискованные потребительские займы, поэтому сокращение кредитования — это благо, замечает Солнцев: так можно лучше подготовиться к кризису.
Инвестиции транзитом
По данным Росстата, в Россию поступило $133,8 млрд иностранных инвестиций, около половины из них — $65 млрд — приходится на сектор «финансовая деятельность» и почти такая же сумма — $65,54 млрд — была инвестирована этим сектором за рубеж. Почти все эти средства (около $63 млрд) пришли в Россию из Швейцарии и значатся как краткосрочные кредиты. В Швейцарию ушло $36,7 млрд. Загадочный статистический эффект наблюдается с лета, по данным за шесть месяцев, транзитная сумма была около $44 млрд.
Маргарита ЛЮТОВА