За последние полгода рынки капитала успели вернуться к уровням финансового кризиса, повергнув инвесторов в панику. В реальной экономике при этом дела обстоят куда лучше, чем два года назад.
США сумели справиться с наиболее серьезными проблемами и выработали политику, ведущую к медленному восстановлению темпов роста и снижению государственного дефицита и уровня долга. В развивающихся странах неопределенность сменилась ростом. А мир с таким же вниманием, с каким он следил за падением мирового ВВП и финансовой катастрофой в США, наблюдает за проблемами Греции, чья экономика составляет менее 0,5% экономики мира.
Что бы ни было с Грецией (спасение, дефолт, выход из зоны евро), у ЕС есть средства и методы не допустить кризиса и рецессии. Вероятнее всего, спасение будет комбинацией списания греческих долгов (50% уже обсуждается, но, видимо, будет еще больше) и рекапитализации европейских банков — ЕС не хуже США умеет печатать деньги, главное — преодолеть нежелание европейских политиков отвечать за эмиссию перед избирателями.
А пока политики стараются не растерять голоса избирателей, банки продают активы намного дешевле их реальной стоимости. На рынках открываются возможности для получения высокого дохода — это происходит в последний раз на ближайшие годы. Особенно интересны привилегированные акции, акции с высокими дивидендами и еврооблигации. Инструменты, предлагающие фиксированный доход, определенно еще некоторое время будут одним из самых сильных активов по соотношению «риск — доходность». Надо только правильно их выбирать.
Можно посоветовать, например, долги европейских финансовых институтов. Думаю, европейцы не рискнут допустить сценарий банка Lehman Brothers. В 2008 году это спровоцировало цепную реакцию и пик кризиса, а Европа к этому не готова. Будет рекапитализация банков и стопроцентный расчет по облигациям.
Даже Дойче Банк уже платит по бондам больше 5% в год. Доходность облигаций Societe Generale сегодня выше 6,7% годовых, притом что даже российская «дочка» — Росбанк — платит по депозитам максимум 5% (и то только по тем, что открыты два года назад).
Можно обратить внимание на отрасли, которые меньше зависят от экономического цикла. Это, например, компании сектора коммунальных услуг или сектор телекоммуникаций. Спрос на услуги связи оказался чрезвычайно устойчивым при ухудшении макроэкономической конъюнктуры, о чем свидетельствует опыт 2008 года.
Хорошей идеей является, например, France Telecom: акции торгуются с дивидендной доходностью около 10% годовых. Неплохо для компании с устойчивой прибыльностью, растущим рынком и отсутствием цикличности спроса. Magyar Telekom — венгерская телекоммуникационная компания, подразделение Deutsche Telekom. Ее еврооблигации торгуются с доходностью к погашению (через 3,5 года) выше 14%. Компания не испытывает проблем — отношение чистого долга к EBITDA менее 2, а доход от операций в пять раз превышает процентные расходы. Еврооблигации итальянской Wind Telecom, принадлежащей «Вымпелкому», торгуются с доходностью 13,8%.
Для осторожных инвесторов существуют эмитенты типа Nokia, у которой отношение чистого долга к EBITDA не превышает 1,7, но облигации с погашением через 5,5 лет торгуются с доходностью 5,3%, что выше ставок депозитов в крупных российских банках. Еще можно надеяться на доход от роста стоимости облигации порядка 8—10%.
И, наконец, Греция, где, как только история с дефолтом так или иначе разрешится, будет много очень дешевых бумаг, которые будут обречены на рост по мере того, как инфляция драхмы или массивные вливания ЕС выправят положение. Но это уже другая история — можно успеть заработать до ее начала.
Андрей МОВЧАН
Автор — управляющий партнер УК «Третий Рим»
Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.