Доходность гособлигаций Италии на 10 млрд евро, размещенных на аукционе в пятницу, побила все рекорды. Ставки взмыли, констатирует Марк Освальд из Monument Securities. Инвесторы требовали премию в 1,3 раза выше, чем за греческие долги, и почти вдвое больше, чем за аналогичные облигации месяц назад: доходность по двухлетним бумагам достигла 7,81% против 4,63% в ноябре, по шестимесячным — 6,5% против 3,54%, а максимальная доходность на аукционе достигла 8,13% за трехмесячные бонды.
Это чудовищные цены, считает Падрайк Гарви из ING: Италия платит за долги в 3 раза дороже, чем Германия. Не помогли даже интервенции со стороны ЕЦБ. Кризис продолжается, сетует Дженнифер Маккьюэн из Сapital Economics.
От решения проблем Италии зависит будущее еврозоны, заявили президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель: крах итальянской экономики приведет к смерти евро. Тогда на поддержку европейской банковской системы придется потратить несколько триллионов евро, а европейская экономика скатится в рецессию, считает Крис Уифер из «Тройки диалог». Денег Европейского фонда финансовой стабильности недостаточно, чтобы спасти Италию, полагает Кьяра Корса из Unicredit. Сейчас его объем составляет 440 млрд евро, Германия пообещала рассмотреть инициативу коллег по блоку об увеличении фонда до 1 трлн.
Лидеры Германии, Франции и Италии в пятницу пообещали сделать все возможное для поддержки евро, но деталей не сообщили. Главная цель встречи — продемонстрировать поддержку премьеру Марио Монти и его политике реформ, отметила представитель французского правительства.
Все знают, что должна сделать Италия: сократить дефицит бюджета и провести структурные реформы, заявлял министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. Общий долг страны — 1,9 трлн евро. Монти пообещал разработать новый план сокращения дефицита на 15 млрд евро. Только реформы помогут стране вернуться на траекторию роста, заявил еврокомиссар Олли Рэн.
По прогнозам Еврокомиссии, темпы роста экономики Италии снизятся в следующем году с 0,5 до 0,1%, официальные прогнозы выше — 0,7% в 2011 г. и 0,6% в 2012 г. Cтрана не сможет выйти на бездефицитный бюджет в 2013 г. и в лучшем случае достигнет ориентира 1,2% ВВП (сейчас − 4,6%), считают в Еврокомиссии.
Чтобы спасти зону евро, правительства обсуждают реформу блока. Страны еврозоны обдумывают план более серьезной координации фискальной политики, сказали WSJ знакомые с ситуацией источники. Они могут подписать двусторонние договоры, чтобы не проходить через длительную процедуру согласования базового договора ЕС. В качестве примера члены еврозоны намерены взять Шенгенский договор 1985 г., который ликвидировал паспортный контроль на общих границах и изначально был подписан всего пятью странами — Бельгией, Францией, Люксембургом, Нидерландами и Западной Германией.
Создание фискального союза может убедить ЕЦБ проводить более активные интервенции на рынке гособлигаций, надеются европейские чиновники. ЕЦБ может покупать госбумаги лишь ненадолго и в ограниченных объемах, говорил председатель ЦБ Люксембурга Ивс Мерш.
Все понимают сложность ситуации, но пока конкретные шаги не предпринимаются и евро продолжает пикировать, категоричен Фабиан Элиассон из Mizuho Financial Group. Курс европейской валюты в пятницу упал на 0,9% до $1,3238, за последнюю неделю — на 2,11%. Евро может подешеветь до $1,3 уже на этой неделе, считает Элиассон. Инвесторы все сильнее убеждаются в том, что нерешительность политиков, которые боятся повторить судьбу ушедших в отставку премьеров Греции и Италии, доведет экономику до рецессии, отмечает Уифер.
Дошли до Бельгии
Standard & Poors впервые за 13 лет cнизило рейтинг Бельгии с АA+ до AA
Екатерина КРАВЧЕНКО