Поправки Минфина в закон о банках вдвое снижают размер сделок, требующий получения предварительного согласия регулятора: если действующий закон требует согласования ЦБ при покупке от 20% акций, то в поправках предлагается снизить порог до 10%. Отказать в такой сделке регулятор сможет в случае неудовлетворительной деловой репутации или финансового положения приобретателя. Также, если у действующих учредителей банка будет выявлено неудовлетворительное финансовое положение или запятнанная репутация, регулятор сможет предписать им уменьшить участие в капитале банка до размера не более 10%.
Законопроект устанавливает перечень требований, предъявляемых к деловой репутации кандидатов и лиц, занимающих руководящие должности в банке. В частности, они не должны иметь судимости за совершение умышленных преступлений, а также установленной судом вины в банкротстве юрлица. Претенденты на руководящие должности не должны быть дисквалифицированы по основаниям, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, за ними не должно быть замечено фактов предоставления ложных сведений о квалификации и деловой репутации.
ЦБ наделяется правом вести базу данных о деловой репутации руководителей и сотрудников кредитных организаций, которые способствовали нанесению ущерба финансовому положению банка или нарушениям законодательства. При этом ЦБ получает право запрашивать из различных источников и публиковать персональные данные руководителей банка и их заместителей.
«Требования к деловой репутации устанавливаются на уровне закона впервые — сейчас такие вопросы ЦБ прописывает во внутренних регламентах, — говорит директор департамента ФБК Алексей Терехов. — Эта норма расширит возможности регулятора влиять на состав руководства банка». Однако есть риски, что формальные нормы по дисквалификации, предусмотренные в КоАП, «могут быть неадекватно применены», отмечает он. Дисквалификация по КоАП предусмотрена за неоднократное нарушение антиотмывочного закона, но зачастую эти нарушения носят формальный характер — несвоевременная отправка сообщений о сделках, технические сбои в информационных системах, перечисляет он.
«При надлежащей правоприменительной практике эти нормы могут позитивно сказаться на банковском секторе, однако не стоит забывать, что в настоящее время лиц с полностью безупречной деловой репутацией или полностью чистых капиталов в России не так много, — говорит директор департамента «НЭО Центр» Евгений Трусов. — Все это понимают, при этом в ближайшие годы кардинальных изменений не произойдет и любое ужесточение надзорных мер приведет к усложнению схем их обхода». Люди с «недостаточно чистой репутацией» все равно будут получать контроль над банками, а ненадлежащий капитал все равно будет вливаться в банковский сектор, считает Трусов. Например, если сейчас те, кто пытается обойтись без согласования покупки банка в ЦБ, приобретали на номинальные лица менее 20%, то теперь им придется разбивать пакеты на еще более мелкие, объясняет он.
Наталия БИЯНОВА