Российский рынок всегда был зависим от иностранных инвесторов, но в последний год это особенно заметно. Пока мы оправлялись от кризиса 2008 года, структура инвестиций в российские активы очень серьезно изменилась. Раньше иностранные деньги занимали приблизительно половину оборотов на российском рынке, а сейчас на их долю приходится 75—80%.
Раньше большая часть иностранных денег приходила на российский рынок от долгосрочных инвесторов, которые формируют свои портфели как минимум на несколько месяцев, а чаще всего — лет. Пример — скандинавские фонды, которые инвестируют в Россию уже по 10—15 лет, а среди их клиентов — пенсионные фонды, то есть фактически шведские пенсионеры.
Теперь картинка поменялась. Новых денег скандинавских пенсионеров в России больше не видно. На рынке правят бал агрессивные, спекулятивно настроенные инвесторы (на них приходится более половины средств, которые иностранцы вложили в этом году в Россию). Это хедж-фонды, у которых, по сути, более короткий горизонт инвестирования, к тому же они не только открывают длинные позиции, но и играют на понижение ценных бумаг.
Увеличился приток средств от ETF (exchange traded funds) — торгуемых на бирже фондов, копирующих структуру российских индексов. По данным Citigroup, на активы ETF приходится 34% от общего объема средств под управлением фондов, инвестирующих в Россию. Еще четыре года назад их доля была на уровне 5%. Такие фонды удобны для инвесторов, особенно тех, кто пытается делать деньги на развивающихся рынках. Отсюда можно сбежать в любой момент, продав ценную бумагу фонда как обычную акцию.
Так вот, на такие ETF в I квартале 2011 года, когда наблюдался основной приток денег на рынок, пришлось более 70% всех инвестированных средств, а в марте — вообще 90%. Как только ралли в ценах на нефть закончилось и над миром замаячил призрак нового кризиса, быстрые деньги тут же ушли из России.
А что российские инвесторы, которые могли бы уменьшить влияние горячих иностранных денег? Их все меньше. Рынок становится слишком волатильным, и многие мои знакомые бизнесмены давно диверсифицировали свои вложения за счет покупки иностранных бумаг или хотели бы это сделать.
Все это происходит на фоне подготовки к президентским выборам в России в марте 2012 года, что само по себе провоцирует отток денег из страны. С такими же проблемами сталкивались и другие страны, например Турция и Бразилия. Инвесторы воспринимают смену руководства страны как дополнительный риск, особенно когда речь идет о нестабильных развивающихся рынках, где приход нового президента может привести к пересмотру правил игры или переделу собственности.
В 2011 году Россия в полной мере это почувствовала — с начала года из страны утекло $50 млрд, а по итогам года ЦБ ожидает отток $70 млрд, что почти вдвое больше изначальных прогнозов. Конечно же, часть этих денег уходила с фондовых рынков за счет продажи российских акций и облигаций. С начала года индекс РТС упал на 15%, потеряв около $150 млрд капитализации, хотя цены на нефть — ключевой драйвер для российской экономики и акций — увеличились почти на 12%.
Я думаю, длинные деньги продолжат утекать из страны как минимум до конца первого полугодия 2012 года, любые притоки будут носить спекулятивный характер и зависеть от цен на нефть и курса рубля, а рынок акций будет прыгать как заяц в коридоре 1300—1700 пунктов по индексу РТС. Тем не менее, если вы долгосрочный инвестор, верящий в стабильно высокие цены на нефть, то для вас такие колебания — возможность выгодно купить российские акции. Они вновь — одни из самых дешевых в мире.
Юлия БУШУЕВА
Автор — управляющий директор «Арбат Капитала»