Банки должны охотнее идти на контакты с правоохранительными органами и предоставлять информацию, необходимую для расследования мошенничеств в сфере высоких технологий, заявил сегодня начальник Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД России Алексей Мошков на международной конференции «Antifraud Russia — 2011».
За 9 месяцев текущего года в России заведено на 33 процента больше уголовных дел об аферах в сфере IT, чем за весь прошлый год. В 2010 году их было 750, а по состоянию на начало октября — более тысячи.
Мошков отметил, что этому виду преступлений «свойственен крайне высокий уровень латентности», поскольку пользователи Интернета часто являются анонимами.
Второй причиной, мешающей раскрытию подобных преступлений, является скрытность банковских организаций, полагает начальник БСТМ МВД. «Расследование многих видов высокотехнологичных мошенничеств затрудняется в связи с отсутствием упорядоченной информации от кредитных организаций о фактах преступных посягательств. Многие банки, опасаясь за свою деловую репутацию, крайне неохотно делятся сведениями с правоохранительными органами», — заявил Мошков.
Он также добавил, что банки охотно предоставляют полиции запрашиваемые сведения в том случае, если деньги украли именно у них. При этом банки отказываются идти навстречу, если в ходе мошенничества пострадали другие кредитные организации и их клиенты. «Некоторые банки напрямую препятствуют работе правоохранительных органов в рамках возбужденных уголовных дел, до предела затягивая сроки проведения следственных действий», — сообщил Мошков.
Вопрос сотрудничества банковских структур с регуляторами рынка и правоохранительными органами поднимается не в первый раз. «Тот факт, что очевидного прогресса в диалоге не достигнуто, говорит о том, что каждая из договаривающихся сторон пытается решить эту сложную задачу исходя исключительно из собственных интересов», — считает старший партнер компании BDO в России Александр Веренков.
«Банки неохотно сотрудничают с правоохранительными органами, потому что в некоторых случаях это себе дороже, — говорит BFM.ru председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Наши правоохранительные органы очень часто исходят из презумпции виновности. Не найдя лиц, напрямую причастных к совершению высокотехнологичного мошенничества и хищений в банковской сфере, они начинают «цепляться» к самим финансовым учреждениям, из которых поступил сигнал».
На банковской кухне тоже не всегда идеальный порядок, и пускать туда гостей банки не хотят, считает Павел Геннель, председатель совета директоров УК «Столичная финансовая корпорация».
Банки всегда будут чувствительны к тому, как распоряжаются информацией о них владеющие этими данными структуры, уверен Александр Веренков. При этом, отмечает эксперт, правоохранительные органы не могут дать гарантий того, что не будет допущено утечки информации о банке. Так что сотрудничество начнется лишь тогда, когда оно будет организовано по принципу «улицы с двусторонним движением», то есть когда риски и выгоды от такого общения для банков будут сбалансированы.
«Банки неохотно идут на контакт с правоохранительными органами еще и потому, что у банков нет веры в эффективность тех мер, которые могут быть предприняты правоохранительными органами», — добавляет директор департамента развития бизнеса ФГ БКС Станислав Хализов.
Директор аналитического департамента ИК «Вектор Секьюритиз» Александра Лозовая считает, что у банков работают сильные собственные службы безопасности, и мелкие мошенничества, например, с кредитными картами решаются собственными силами кредитных организаций.
Константин Трапаидзе тоже обращает внимание на то, что финансовые учреждения ограничиваются собственными мерами безопасности: они передают информацию о мошенничестве своим службам безопасности и составляют собственные базы данных на мошенников, «черные списки» юридических лиц.
Преступления становятся все более технологичными
Алексей Мошков констатирует: сейчас широко распространены преступления, совершаемые с использованием банковских карт, сетевых платежных сервисов и систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО).
К числу наиболее частых преступлений в этой сфере можно отнести скимминг. При таких мошенничествах используется специальное считывающее устройство, которое устанавливается на банкоматы и позволяет считывать магнитную дорожку платежной карты и
Осложнить работу аферистов можно при помощи установки на банкоматы антискимминговых устройств. Алексей Мошков также предлагает сотрудникам банков вести разъяснительную работу с держателями пластиковых карт.
Иногда банки просто не хотят афишировать то, что степень защиты некоторых банкоматов, особенно старого поколения, недостаточно высока. Банкоматы устанавливаются часто без соблюдения требований безопасности, ограничиваются недостаточным количеством видеофиксаторов, то есть в этом случае банки либо экономят, либо недостаточно ответственно относятся к безопасности, говорит Константин Трапаидзе
Банки активно сотрудничают с правоохранительными органами при расследовании хищений клиентских средств, в том числе при помощи скиммеров, однако банки не готовы «суетиться» в ситуации, когда средства клиента были потеряны
Бороться с высокотехнологическими мошенничествами надо постоянно и последовательно, говорит Трапаидзе, но это недешево. «Естественно, что решение таких задач по плечу только банкам с хорошо организованной службой безопасности и тем банкам, кто может позволить себе тратить дополнительные средства на самые передовые системы», — говорит он.
Одной из серьезных проблем, которые мешают эффективному сопротивлению различным мошенническим схемам, является слабый уровень международного обмена опытом в этой сфере, в то время как сама киберпреступность в банковской сфере границ не знает, отмечает Станислав Хализов.
Елена ГОСТЕВА