Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) проводит реорганизацию — в ее структуре выделяются два новых управления, которые фактически будут формировать на ее базе институт мегарегулятора. Структурные изменения позволят ФСФР выявить системные проблемы на финансовом рынке. Однако основное препятствие в реализации регулятивной политики ФСФР — кадровая проблема — при этом лишь усугубится.
Вчера департамент правительственной информации сообщил о выходе постановления правительства #431 от 6 июля 2007 года, утверждающего изменения в структуре ФСФР. Согласно документу, к девяти существующим управлениям службы добавятся еще два. При этом увеличение их числа не будет сопровождаться увеличением численности служащих. Как заявили Ъ в самой ФСФР, в структуре появится управление перспективного развития и аналитическое управление. По словам главы ФСФР Владимира Миловидова, это сделано в рамках стратегии развития службы и в рамках предыдущих инициатив — расширения возможностей территориальных органов ФСФР, увеличения контактов с саморегулирующими организациями, а также подготовки к построению на базе ФСФР мегарегулятора.
Исходя из стратегии развития финансового рынка, утвержденной правительством, ФСФР в ближайшей перспективе должна реализовать ряд крупных задач, из которых лишь часть может быть решена посредством существующих подразделений, в частности, регулирование инфраструктуры рынка, сектора коллективных инвестиций, а также развитие финансовых инструментов. По словам Владимира Миловидова, ряд тем, отраженных в стратегии, не нашли места во внутренней структуре службы. В частности, ФСФР внутренне не готова к выполнению задач, которые ставятся перед мегарегулятором. «В каком виде и как будет работать этот институт — второй вопрос,— считает Владимир Миловидов.— Мы должны быть готовы создавать мегарегулятор изнутри». Этим, по словам главы ФСФР, будет заниматься новое управление перспективного развития и совершенствования регулирования на финансовом рынке. Планируется, что в него войдут подразделения по подготовке основных направлений деятельности, формулированию задач ФСФР, а также подразделения, взаимодействующие с территориальными организациями, со СРО, с международными организациями, подразделения внутреннего контроля службы.
Обновленная структура ФСФР позволит, по мнению экспертов, сделать надзор более системным. Сейчас отчетность участников финансового рынка поступает в управления ФСФР, регулирующие определенные сегменты рынка. Но, по словам исполнительного директора инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Александра Щеглова, сейчас «центральный аппарат ФСФР не в состоянии анализировать тот объем отчетов, которые ежедневно поступают в ведомство». Это признают и в ФСФР. Второе подразделение, созданное в рамках ФСФР,— управление информации и мониторинга финансового рынка будет консолидировать всю отчетность участников финансового рынка и анализировать ее для выявления системных нарушений и проблем на финансовом рынке.
Эти нововведения — первые меры административного характера, утвержденные после прихода в ФСФР Владимира Миловидова вместо Олега Вьюгина. По мнению опрошенных Ъ экспертов, все это дает более четкое представление о новой политике ФСФР. По словам господина Щеглова, «создание управлений говорит о том, что стратегия развития фондового рынка, разработанная в
Реализацию замысла ФСФР может осложнить кадровый вопрос, считают эксперты. «Основная проблема ФСФР, как и других госучреждений, острая нехватка квалифицированных кадров»,— считает управляющий директор ФК «Открытие» Андрей Бабенко. «Поскольку заработная плата чиновников в разы ниже, чем в коммерческих структурах, ФСФР будет непросто привлечь в новые структуры первоклассных специалистов»,— соглашается Андрей Подойницын.
Мария РАЗУМОВА, Дмитрий ЛАДЫГИН