Иммунитет Китая к экономическим инфекциям развитых стран оказался серьезно ослаблен. Впервые почти за три года в промышленном секторе Китая зафиксирован спад. Власти в экстренном порядке переводят финансовую политику в режим стимулирования, однако эффект от него проявится только к весне следующего года.
Официальный индекс менеджеров по закупкам (PMI), рассчитываемый Федерацией специалистов по логистике и закупкам Китая, сократился с 50,4 пункта в октябре до 49 пунктов в ноябре. Значение ниже 50 свидетельствует о том, что активность в производственном секторе снижается. В последний раз китайский PMI был в этой зоне в феврале 2009 года. Альтернативный индекс PMI, рассчитываемый HSBC, показал еще более резкое падение — с 51 до 47,7 пункта. «Китайский PMI рассказывает простую историю: углубляющийся спад в производственном секторе страны по всем фронтам», — отметил в своем отчете экономист Standard Chartered Стивен Грин.
Замедление экономики Китая отчасти связано с усилиями самих местных властей, которые в последние два года ужесточали финансовую политику, чтобы избежать перегрева экономики, в первую очередь рынка недвижимости. Однако они совершенно не предполагали, что европейский долговой кризис окажется таким тяжелым. Между тем Евросоюз — крупнейший рынок для китайских товаров. «Китайский экспорт, как ожидается, перестанет расти в следующем году
В ближайшие месяцы ситуация, скорее всего, только ухудшится, ведь главной причиной снижения индекса PMI в ноябре стало сокращение числа новых заказов. Темпы экономического роста в Китае опустятся в ближайшее время ниже 8%, прогнозируют в Nomura. В прошлом году экономика выросла на 10,4%, а в третьем квартале этого года — на 9,1%.
Власти КНР, похоже, осознают всю тяжесть ситуации. «Нынешний кризис в какой-то степени более серьезный и сложный, чем международный финансовый кризис, вызванный крахом Lehman Brothers», — заявил вчера замминистра финансов страны Чжу Гуанъяо. Тогда власти объявили о мерах по стимулированию национальной экономики на общую сумму 586 млрд долл., по масштабу сопоставимых с американской антикризисной программой.
Впрочем, и сейчас власти КНР уже приступили к шагам по поддержке экономического роста. В среду Народный банк (Центробанк) Китая объявил о снижении нормы резервирования на 50 б. п., до 21%. Это увеличит возможности банков по кредитованию экономики на 63 млрд долл., подсчитал Марк Уильямс. Он подчеркивает, что власти КНР сделали все максимально публично, чтобы подчеркнуть, что они нацелились уже не на сдерживание инфляции, а на стимулирование роста. Эксперт ждет, что норма резервирования будет понижена еще дважды до конца первого квартала 2012 года, а затем еще трижды до 2013 года. Это позволит банкам увеличить объем кредитования с 1,17 трлн долл. в этом году до 1,34—1,4 трлн долл. в следующем.
Не исключено, что одним ослаблением монетарной политики дело не ограничится. «Правительство, как ожидается, увеличит бюджетные расходы и смягчит кредитную политику, чтобы поддержать внутренний спрос и увеличить социальные и инфраструктурные инвестиции», — полагает Ван Тао. Тем не менее эксперты признают, что стимулирование не будет таким активным и масштабным, как в прошлый кризис. «Нужно некоторое время, чтобы какие бы то ни было действия, предпринимаемые сейчас, дошли до экономики, поэтому в ближайшие месяцы появится еще больше слабых статистических данных», — прогнозирует Марк Уильямс. Аналитик не ждет серьезного изменения ситуации ранее второго квартала 2012 года.
Андрей КОТОВ