Глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги, выступая в Европарламенте, вчера впервые объявил условия, на которых ЕЦБ будет готов более активно включаться в борьбу с европейским долговым кризисом. Ранее бескомпромиссный, ЕЦБ готов принимать «нестандартные» меры по поддержке европейского госдолга, если на саммите ЕС 9 декабря будет объявлено о реальной координации европейской налогово-бюджетной политики в виде «договора о налогах в ЕС».
Выступление Марио Драги на сессии Европарламента, который вчера помимо прочего принял без обсуждения последнюю версию бюджета ЕС на 2012 год, было посвящено крайне незначимому поводу. ЕЦБ представлял к сведению европарламента отчет банка за 2010 год, причем сам отчет был опубликован в мае 2011 года и к текущим проблемам долгового кризиса в ЕС не имеет почти никакого отношения. Тем не менее господин Драги, бывший глава Банка Италии, уже месяц занимающий пост президента ЕЦБ, ранее не делал программных заявлений, тогда как именно от ЕЦБ последние дни рынки ждали официальной позиции по ключевому спору в еврозоне — должны ли быть официальные «антиинфляционные» полномочия банка расширены. «Антиинфляционный» мандат ЕЦБ ограничивает возможности участия эмиссионного банка в финансировании госдолга стран еврозоны — то есть эмиссионные права ЕЦБ не позволяют ему снижать доходность госбумаг Италии и Франции.
Речь господин Драги начал на английском, но тут же продолжил фразами на других европейских языках, которые от него хотели бы услышать в конкретной стране. По-французски глава ЕЦБ пообещал продолжать дело своего предшественника в ЕЦБ Жан-Клода Трише. По-немецки он подтвердил «независимость» ЕЦБ как центробанка и его роль «гаранта денежной стабильности». Закончил Марио Драги по-итальянски обещанием «обязательств и сильного чувства ответственности» ЕЦБ как института ЕС, «экономического и валютного союза» — и вернулся к английскому как языку мировых финансов.
Содержание речи Марио Драги сенсационно: глава ЕЦБ де-факто предложил европейским политикам временную поддержку эмиссионного банка рынка госдолга в обмен на утверждение 9 декабря саммитом ЕС «налогового договора» — официального соглашения о координации бюджетной и налоговой политики стран ЕС. Марио Драги напомнил, что мандат ЕЦБ предусматривает борьбу с колебанием цен «в среднесрочной перспективе» (то есть краткосрочные отклонения от предельной инфляции в 2% в еврозоне допустимы), причем «в обе стороны» — действия ЕЦБ могут подразумевать не только борьбу с инфляцией, но и борьбу с дефляцией. Кроме того, глава ЕЦБ пояснил, что программа банка по покупке еврогосдолга в €40 млрд призвана полностью обеспечить банки возможностью получения ликвидности по фиксированным ставкам (и, исходя из этого, не является программой собственно поддержки госдолга ЕС). Наконец, Марио Драги пообещал не только регулировать «ценовую» ситуацию ставками ЕЦБ (8 декабря правление банка может, по мнению аналитиков, снизить ключевую ставку до 1%), но и применять «нестандартные меры» (non-standard measures). Уже сегодня утром при неявном участии ЕЦБ было показано, что эффективные инструменты по борьбе с долговым кризисом есть — котировки госдолга Италии снизились с уровней около 7,5% годовых (десятилетние бумаги) до чуть выше 6% (подробнее см. «Online»).
Сами по себе «нестандартные меры» господин Драги не описал, зато довольно внятно намекнул, в обмен на что именно ЕЦБ готов в рамках «временных» программ помогать правительствам стран ЕС. Это «налоговый договор» (fiscal compact), который будет обсуждать будущий саммит ЕС. Институт координации налоговой политики (как минимум в ключевых странах еврозоны) является главным предложением Германии и Франции менее крупным странам зоны евро и ЕС, которые те отвергают. Дело не столько в конституционных поправках, ограничивающих возможность стран ЕС наращивать бюджетный дефицит (об этом на саммитах ЕС договорились еще летом 2011 года), сколько в юридически обязывающем (на уровне, например, Euro Plus Pact, упоминавшегося главой ЕЦБ) договоре стран ЕС о сопоставимом уровне налогообложения — игра со ставками налогов в зоне евро активно используется некрупными экономиками. Предложение Марио Драги совпадает по смыслу с инициативами Германии в этой области, но Германия традиционно настаивает на неучастии ЕЦБ в «программах спасения» евродолга.
Таким образом, вчера ЕЦБ продекларировал, что от независимости не откажется, но не будет в кризисе госдолга в зоне евро наблюдателем. На ближайшие несколько месяцев (как раз вчера Standard & Poors предупредила о высокой вероятности «легкой рецессии» в зоне евро в начале 2012 года с последующим ростом во втором полугодии при некоторой вероятности более глубокой рецессии) ЕЦБ неофициально обещает быть активным игроком, не связанным прямо с какой-либо стороной в ЕС. Эту большую новость рынкам еще предстоит оценить.
Дмитрий БУТРИН