За три квартала валовой объем финансовых вложений крупных и средних предприятий, по данным Росстата, составил 45,7 трлн руб., или 85% прогнозируемого годового ВВП. Годом ранее было 66% ВВП, в 2008 г. — 40%. Оборот финансовых вложений в 10 раз превысил объем инвестиций в основной капитал — до кризиса превышал в 2—3 раза. Почти 60% оборота средств пришлось на депозиты, 0,9% которых — долгосрочные.
«Деньги в экономике есть, но они не инвестируются», — делает вывод Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. В этом году Россия получит от экспорта нефти на $60 млрд больше, чем в 2008 г., а соотношение капвложений к экспорту в рублевом выражении, по расчетам Миронова, составит 57,4% против 75% в 2008 г. «Инвестиционный климат, выборы, неопределенность на мировом рынке — все это приводит к тому, что инвесторы выжидают», — объясняет Миронов и предполагает, что накопления позволят предприятиям легче пережить вероятный второй виток кризиса. Альтернативой инвестициям стал также выкуп собственных акций — в первом полугодии «Роснефть», СУЭК и «Норникель» потратили на это $2,5 млрд, заключает он.
При объеме денежной массы в 21 трлн руб. данные Росстата выглядят сомнительно, не верит Олег Солнцев из ЦМАКП: избыточная ликвидность сосредоточена в основном в сырьевом секторе, доля собственного оборотного капитала в оборотных активах отрицательна почти по всем отраслям, кроме нефтепереработки, нефтехимии и энергетики, т. е. зависимость промышленности от рефинансирования долга остается значительной.
А связывать себя новыми кредитами хотят не все: по данным Института Гайдара, в ноябре доступность кредитов оценивали как избыточную 10% предприятий черной металлургии, 7% химпрома, 4% пищепрома.
В октябре банковская система поставила рекорд роста иностранных активов — при повышении темпов роста валютных депозитов как населения, так и предприятий (на 9%) такого же ускорения кредитования не произошло.
«Замедление кредитования было бы благом, отражало бы более высокую готовность к шокам, вероятность которых высока», — убежден Солнцев.
Угроза росту
Дефицит ликвидности привел к снижению кредита, что через 4—6 месяцев отразится на росте ВВП, заявил президент Сбербанка Герман Греф в интервью «Россия 24». Ставка кредита выросла на 1,5—2 процентных пункта, но немного снизится, если удастся решить проблему ликвидности. Если дефицит сохранится, ставки вырастут еще на 0,5—1 п. п., считает Греф.
Ольга КУВШИНОВА