Сжатия кредитного рынка вследствие нестабильной ситуации пока не произошло, однако успокаиваться рано: ставки по кредитам пошли вверх. Банки все чаще обращают внимание на комиссионные доходы, в частности на выдачу своих гарантий: их объем за девять месяцев вырос более чем на треть
Tретий квартал 2011 года оказался отмечен новой волной нестабильности на мировых финансовых рынках. Российская экономика отреагировала падением курса рубля, фондовых индексов и снижением ликвидности банковского сектора.
В этой ситуации возникла угроза сжатия едва восстановившегося кредитного рынка. Поскольку роль заемных средств в экономике сейчас довольно велика, аналитики заговорили о возможном новом витке кризиса в промышленном секторе. Однако, как показал анализ банковской отчетности за девять месяцев этого года, проведенный аналитическим центром «Эксперт-Урал», пока резкого сжатия объемов кредитования не произошло.
ЦБ держит
Для банковской системы в ситуации волатильности рынков наиболее опасными представляются паника среди населения и отток вкладов. Судя по отчетности, в целом ситуация пока стабильна: наблюдалось лишь снижение темпов прироста вкладов. Если во втором квартале года они увеличивались в среднем на 1,3% в месяц, то в августе — на 0,8%, в сентябре — на 0,3%, октябре — на 0,5%. Однако кредитная активность банков не упала. Рублевые кредиты предприятиям в течение августа — октября прирастали на 2,5% в месяц, тогда как до августа — на 1,7%, еще быстрее оказались потребительские кредиты — 3,3% в месяц против 3,2% в предыдущие три. Судя по всему, разрыв удается компенсировать благодаря поддержке со стороны банка России. За третий квартал 2011 года депозиты банков, размещенные в ЦБ, сократились на 240 млрд рублей, при этом общий объем кредитов, полученных от регулятора, вырос на 200 млрд рублей.
Банки Урала и Западной Сибири не выбились из общей тенденции. У 30 из 76 банков мы зафиксировали снижение темпов роста вкладов, при этом 52 продолжали показывать прирост кредитного портфеля. За девять месяцев этого года кредиты предприятиям увеличились на 19%, потребкредиты — на 25%. Снижение кредитного портфеля наблюдалось в основном у малых банков, из банков первый двадцатки в аутсайдеры попали лишь три.
Безусловно, это не означает, что банковская система России проходит новую волну нестабильности безболезненно. Во-первых, началось повышение ставок. Пока оно прокатилось в основном по сектору корпоративного кредитования и МБК, повышения стоимости потребительских кредитов в массовом порядке в третьем квартале не наблюдалось, однако ясно, что это лишь дело времени: в ноябре почти все крупные банки объявили о повышении ставок по вкладам, что неминуемо отразится на кредитной рознице. Повышение ставок будет естественным образом ограничивать спрос, а следовательно, приведет к снижению темпов кредитования. В каком именно масштабе, покажет четвертый квартал.
Во-вторых, падение фондовых рынков отразилось на прибыли. У 223 банков страны, в том числе 15 уральских, по итогам третьего квартала зафиксирован убыток от ценных бумаг. В целом убыток по итогам квартала показали 160 банков по России, из них 14 уральских, в основном из числа небольших. Двенадцать уральских банков показывают убытки на протяжении всех трех кварталов.
На чем можно заработать
Какие возможности есть у банков для компенсации потерь? Чтобы выяснить это, мы отсортировали все банки, получившие убыток от ценных бумаг (его размер — 12,5 млрд рублей), и увидели, что эти же игроки смогли заработать во время колебаний национальной валюты 29 млрд рублей. Тогда мы решили пойти дальше — посмотреть, какие услуги и продукты, кроме кредитования, росли в последние годы быстрее активов и кредитов. В числе таких услуг мы обнаружили банковские гарантии.
Пять лет назад 34% банков России вообще не оказывали этих услуг, сейчас таких только 22% (по Уралу 16%). В 2010-м общий объем банковских гарантий увеличился на 31%, в то время как активы — на 15%, кредиты предприятиям — на 13%. За девять месяцев этого года объемы гарантий выросли на 40% (среди уральских банков на 53%), а если смотреть с начала 2007 года, то в 4,5 раза.
В начале 2007 года 67% гарантий, выданных банками, были валютные, то есть применялись преимущественно по внешнеторговым сделкам, а теперь валютных только 33%. То есть гарантии стали активно практиковаться при расчетах внутри страны. Причины две. Во-первых, расширилась сфера использования при заключении государственных контрактов. Управляющий ККО «Уральский» ОАО «БыстроБанк» (Ижевск) Дмитрий Манылов:
— Бюджетное законодательство, в частности закон 94-ФЗ, обязывает участников конкурсных торгов по госзакупкам предоставлять обеспечение исполнения обязательств по контракту. Способов обеспечения три: поручительство, банковская гарантия и залог денежных средств. Поручителя найти непросто, вынимать деньги из оборота и замораживать их на депозите невыгодно. Поэтому оптимальный вариант — банковская гарантия. Она надежней, чем поручительство организации, хотя бы в силу того, то ЦБ жестко регулирует банки.
Во-вторых, гарантии все активнее используются в деловом обороте для коммерческих целей. У банков уже появился ряд специализированных продуктов. Руководитель дирекции продаж корпоративных продуктов УБРиР Ольга Дрововозова:
— В этом году мы начали предоставлять гарантии целевого использования федеральных специальных (акцизных) марок. Этот продукт актуален для производителей и поставщиков алкогольной продукции. Кроме того, наш банк вошел в перечень финансово-кредитных учреждений, которые могут предоставлять клиентам гарантии, дающие право на заявительный порядок возмещения налогов. Предоставляя вместе с налоговой декларацией банковскую гарантию УБРиР, организации-налогоплательщики могут получить деньги из бюджета «авансом», то есть до окончания камеральной проверки. Для ускорения процесса прохождения таможенных процедур можно воспользоваться банковской гарантией, которая позволяет получить товары до уплаты таможенных платежей. Тогда компании не нужно отвлекать значительную часть оборотного капитала в момент прохождения таможенных процедур. Оплатить таможенные пошлины и налоги она сможет позже, воспользовавшись отсрочкой платежа, предоставляемой таможенным органом в соответствии с законодательством. Однако пока, по нашему опыту, эти гарантии не пользуются очень высоким спросом.
В целом по стране объем выданных гарантий составляет примерно 14% от выданных предприятиям ссуд (по Уралу без Ханты-Мансийского банка — 6,7%). Для банка это выгодная услуга, поскольку прямые денежные средства не отвлекаются. Хотя риск, безусловно, есть. Ольга Дрововозова:
— Предоставление банковских гарантий — это процедура, по уровню риска ничем не отличающаяся от обычного кредитования юридических лиц. Банк также оценивает свои риски и выдает гарантии только тем предприятиям, в надежности которых он уверен. Чтобы минимизировать риски, банк использует классические проверенные методы, в частности залоговое обеспечение гарантий и поручительство. Залогом может стать недвижимость или оборудование компании, а поручителем, как правило, выступают фактические собственники бизнеса, способные оказать существенное влияние на деятельность бизнеса и учредителей.
Доходы от гарантий, конечно, значительно меньше, составляют в среднем 5,4% от доходов по ссудам, у уральских банков — и вовсе 1,9%, однако в комплексе гарантия представляет собой выгодный и интересный для всех сторон продукт.
Сергей СЕЛЯНИН, Ирина ПЕРЕЧНЕВА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.