Новый глава ФСФР Владимир Миловидов хочет, чтобы возглавляемая им служба по уровню влияния сравнялась с Центральным банком. Первым шагом на этом пути должно стать создание единой базы данных отчетности участников рынка, которая позволила бы службе иметь ежедневную информацию о состоянии подведомственных рынков. Вчера он обсудил с представителями НАУФОР, ПАРТАД, НЛУ и других организаций первую меру: изменения в системе сбора отчетности. В основе этого решения лежит борьба ФСФР за право стать мегарегулятором: ЦБ пока эффективнее работает с отчетностью, что дает ему дополнительные шансы.
Владимир Миловидов планирует создать такую же систему сбора и обработки информации, как в Банке России. «ЦБ регулярно получает отчетность банков и имеет возможность на ее основе делать анализ и прогнозы. Мы в ФСФР такой возможности не имеем», — говорил ранее РБК daily
«У нас есть база данных, но она не позволяет делать анализ, — пояснили РБК daily в ФСФР. — Теоретически это возможно, но крайне трудоемко: анализ приходится проводить вручную, каждый раз открывая отдельно взятый отчет. В итоге мы не имеем текущей оперативной информации о состоянии рынка — например, о том, сколько компаний в настоящее время имеет определенный капитал, или о количестве созданных новых компаний за определенный период, не можем сравнивать компании по балансовым показателям. Кроме того, в настоящее время служба не может проводить мониторинг в ежедневном режиме».
Вчера ФСФР представила участникам рынка свои предложения по модернизации сбора отчетности, которые призваны стать первым шагом на пути к систематизации информации. Их суть сводится к тому, что центральный аппарат ФСФР больше не будет единолично заниматься сбором отчетов, а планирует сосредоточиться на формировании базы данных и ее анализе. «Центральный аппарат должен стать мозгом системы», — считает
«Такая схема позволит нам увеличить численность персонала, который работает над сбором и обработкой информации за счет работников саморегулируемых организаций и территориальных органов», — уточняют в ФСФР.
Если ФСФР удастся создать систему сбора и обработки информации о рынке, ее шансы победить ЦБ в борьбе за мегарегулятор вырастут. Владимир Миловидов признает, что ЦБ несравнимо лучше работает с отчетностью и пока данная ситуация будет сохраняться, шансы ФСФР стать мегарегулятором невысоки.
Президент НЛУ Андрей Подойницын считает, что у ЦБ и ФСФР слишком разные весовые категории, а потому вести речь о присоединении части функций Банка России к ФСФР смешно. С другой стороны, по его мнению, ЦБ не нужны функции по регулированию рынка ценных бумаг, а следовательно, сама идея создания мегарегулятора лишена смысла.
Между тем участники рынка считают, что для того, чтобы решить задачу по формированию массива информации, ФСФР в первую очередь необходимо решить вопрос с программным обеспечением, которое позволяло бы собирать такой объем данных. «У них нет сейчас мощных информационных систем, которые позволяли бы аккумулировать такой объем информации», — сказала РБК daily замгенди- ректора УК «Уралсиб» Наталия Плугарь.
Елена ТОФАНЮК