Российские банки активно готовятся к предстоящим новогодним праздникам. Кредитные организации открыли охоту на клиентов и заманивают их своими предложениями. После визита в банк можно стать не только обладателем льготного кредита, но и, например, банки красной игры, теплой одежды или нового авто.
По подсчетам аудиторско-консалтинговой компании Deloitte, в прошлом году россияне в среднем тратили на новогодние праздники 16 тыс. руб. Банки стремятся воспользоваться праздничным настроением потребителей.
Именно в это время большинство кредитных организаций выводит на рынок новые продукты: вклады с повышенными ставками, льготную ипотеку и придумывают различные способы привлечения клиентов: подарки, дисконтные карты торговых сетей — партнеров банка.
Урожайное время
С одной стороны Новый год — это неминуемые траты, с другой — время получения различных годовых премий, бонусов, «тринадцатых зарплат». Для банков же это идеальное время, чтобы активно продвигать как предложения по вложению средств, в том числе на банковские депозиты, так и кредитные продукты.
«К тому же банки стремятся обеспечить себе наилучшие результаты по итогам года и задел на будущий год», — пояснил Firstnews председатель правления банка «ФИНАМ» Евгений Пикалов.
Клиенты уже хорошо знакомы с зимними традициями российских банков и многие специально выжидают время, чтобы сделать вклад.
«Многие отслеживают их — и это естественно, ведь клиенты, которые и так хотели открыть депозит, имеют возможность сделать это на более выгодных условиях, с различными бонусами», — рассказала Firstnews начальник управления пластиковых карт, комиссионных, сберегательных и инвестиционных продуктов «Абсолют Банка» Елена Новикова.
Самый распространенный «новогодний подарок» клиентам — повышение ставок по вкладам и снижение — по кредитам.
В среднем банки готовы презентовать клиентам, которые доверят свои деньги, порядка 0,5% к годовой процентной ставке. Накануне Нового года банки становятся более щедрыми и в предоставлении кредитов, предлагая заемщикам более выгодные условия и здесь уже ставки понижаются.
«В этот сезон очень востребованы кредитные продукты, которые помогают клиентам преодолеть пики финансовой нагрузки на свои кошельки»,.— отмечает директор департамента маркетинговых коммуникаций «НОМОС-БАНКа» Станислав Бетин.
Например, акция со снижением ставок по потребительским кредитам, которую Сбербанк провел в прошлом году, вызвала настоящий ажиотаж среди жителей Приморья. Получить потребительский кредит по ставке 15—17%, вместо 19% захотело около 5000 человек. Объем выданных кредитов вырос за месяц в 1,5 раза.
Именно новогодние настроения и ожидания праздников обеспечивают банкам в 4 квартале рост и числа вкладчиков, и объема портфеля кредитных организаций. Наиболее активные кредитные организации уже сейчас начинают приближать новогодние праздники и предлагать своим клиентам специальные акции.
Кто-что
Альфа-Банк в этом году предлагает оформить кредитную карту с увеличенным беспроцентным периодом кредитования. Затраты на новогодние праздники можно будет возместить без процентов в течение 100 дней.
Банк Проектного финансирования в качестве новогоднего бонуса предлагает скидки на приобретение полисов ОСАГО и КАСКО.
ОТП Банк заманивает клиентов согревающими подарками: при открытии вклада «Теплые отношения» банк обещает не только до 11% годовых, но и шарфы и шапки.
Тем, кто откроет вклад от 100 000 сроком на один год, Промсвязьбанк обещает подарочный сертификат на журналы и газеты.
Клиенты Инвестторгбанка помимо 10% годовых по вкладу «Жизнь удалась» получат к новогоднему столу банку красной икры.
Обогатить праздничный стол клиентов готов и МБРР. Кредитная организация дарит бутылку шампанского клиентам, открывшим вклад «Снежный процент».
А вот «Мой банк» решил сделать новогодний подарок юридическим лицам — новогодний вклад «Доходный +». В качестве бонуса к процентам предлагается бесплатное размещение рекламы организации на сайте банка в течение месяца.
«Если вы задумали купить квартиру, именно в предновогодний период можно получить ипотеку на льготных условиях», — отмечает директор Департамента розничного бизнеса БПФ Оксана Лихачева.
Не все кредитные организации идут по проторенному пути, предлагая финансовые продукты. Некоторые проявляют праздничный креатив и вручают клиентам вполне бытовые подарки. После открытия вклада или получения льготного кредита можно стать еще и обладателем милых сувениров.
«Список таких сувениров может быть крайне разнообразным, начиная соленьями в стеклянных банках, и заканчивая автомобилями известных марок», — рассказывает Станислав Бетин из НОМОС-БАНКа.
Но если маринованные огурчики можно получить просто за оформление кредита, то для того, чтобы стать обладателем авто, нужно доверить банку солидную сумму.
Один же из самых стандартных подарков — календарь на следующий год. Полезно и не слишком затратно.
Презент или взятка?
Впрочем, по мнению члена совета Гильдии Маркетологов Дмитрия Иванюшина, российские банкиры, в своем большинстве, плохо представляют истинные потребности клиентов.
«Поэтому они ориентируются не на решение истинной проблемы клиента, а на продвижение собственного продукта, предлагая за его приобретение скидку или некий подарок, т. е., в некотором роде, «взятку», — поясняет Дмитрий Иванюшин.
В новогодний период эта тактика не меняется, просто все предложения заворачиваются в «новогоднюю мишуру», и увеличивается информационная активность, чтобы не потеряться в общем рекламном шуме.
Впрочем, не все банки включаются в новогоднюю гонку за клиентом. В ВТБ 24 заявили, что никаких специальных предложений не планируется.
«Мы считаем, что продукты должны быть удобными и привлекательными для клиента вне зависимости от праздничных дат», — пояснил Firstnews позицию банка его представитель Илья Александров.
Однако совсем проигнорировать новогодние праздники у кредитных организаций все-таки не получается.
Те, кто не готов предлагать льготные финансовые условия и дарить подарки придумывают более экономичные «приятности» для клиентов — на входе их встречает Дед Мороз, а в офисах раздают мандарины.
Самый активный период по новогодним предложениям — последний месяц года. Большая часть кредитных организаций готовят для клиентов акции, которые уже начали действовать и продлятся до конца декабря.
Кстати
Вклады населения в российских банках без учета Сбербанка в декабре 2010 года выросли на 7,2%.
Наталья ФЕДОТОВА