Европейские банки вынуждены реструктурировать свой бизнес, перемещая активы в материнские компании, чтобы сократить воздействие более ужесточенных в связи с кризисом в ЕС мер. Российские «дочки» также стали больше кормить родительские структуры. С одной стороны, они стремятся перекачать ликвидность из России, с другой — сократить издержки и свернуть свой бизнес.
Крупные европейские банки спешно реструктурируют свой бизнес, находящийся за пределами официального места «прописки».
В США, Великобритании и Португалии несколько кредитных организаций изменили свои правовые структуры и переместили активы в материнские компании, сообщает The Wall Street Journal.
По данным источника издания, банки делают это, чтобы сократить воздействие ужесточенных мер, принятых рядом центробанков.
«В настоящий момент многие крупные международные банки и инвестиционные фонды стремятся сменить место официальной регистрации и прописаться в оффшорных юрисдикциях, что могло бы помочь обойти ограничения на совмещение инвестиционной и традиционной коммерческой банковской деятельности», — пояснил Firstnews аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский.
Один из последних примеров — действия Deutsche Bank AG в Португалии. Банк включил местное подразделение в состав материнской компании. Это означает, что новые требования, которые ввела Португалия для банковской системы, на немецкого гиганта более не распространяются.
Иностранные филиалы банков в странах со сравнительно жестким регулированием трансформируются головными компаниями в свои отделения, которые подчиняются уже правилам финансового регулирования стран, в которых зарегистрированы головные компании и где условия ведения бизнеса более комфортны (в плане требований к повышению достаточности капитала, налоговой нагрузки, регулирования зарплат менеджмента).
«В то же время надо отметить, что, сокращая необходимость в повышении капитала для отделений, к примеру, на «периферии» ЕС, головные банки увеличивают потенциальную потребность в докапитализации основных компаний. Таким образом, общий процесс докапитализации банков просто растягивается во времени, усиливается зависимость скорости этого процесса от политики ЦБ и правительств базовых стран ЕС», — рассказал Firstnews главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Российские «дочки» европейских банков только в октябре этого года увеличили ликвидность своих «мам» на $41 млрд. Месяцем ранее кредитные организации получили от своих российских дочерних структур $53 млрд. ЦБ уже высказывал свои опасения относительно вывода ликвидности иностранцами с российского рынка.
Иностранные банки в сложной ситуации начинают более активно использовать ресурсы своих «дочек». В России действует свободный режим капитального счета, что означает, что никаких запретительных мер на пути потоков капитала быть не должно, и ЦБ в этой ситуации может лишь ограничиться рекомендациями.
«Таким образом банки, с одной стороны, пытаются уйти от ужесточенных мер, с другой — по сути перекачивают ликвидность из дочерних компаний в материнские», — поясняет аналитик АК Барс Финанс Полина Лазич.
Другая тенденция, которую демонстрируют европейские банковские гиганты — сокращение кредитования на Восточно-европейском рынке или выход с этих рынков. Британский Barclays в октябре этого года продал свой розничный бизнес в России акционеру МДМ Банка Игорю Киму.
Французская группа Societe Generale заявляла о намерении сократить 2 тысячи сотрудников в связи с реорганизацией своих дочерних компаний.
Британский банк HSBC предупредил, что может покинуть Великобританию
Основной удар придется на розничный бизнес. В России HSBC намерен оставить только Private Banking. Unicredit намерен продать свой бизнес в Казахстане. За последний квартал банк списал с активов 9,6 миллиардов евро. По большей части это были активы на Украине и в Казахстане.
«Банковские гиганты пытаются в сложившейся ситуации сократить издержки. Убыточные филиалы не будут более затратной статьей и банки получат возможность сосредоточиться на своих основных активах», — поясняет Полина Лазич.
Правила игры
На российском рынке иностранные банки могут работать только в качестве филиалов, подчиняющихся законам российского банковского регулирования. Исходя из подписанных в 2006 году двусторонних соглашений между РФ и США по вступлению России в ВТО, Россия не приняла на себя обязательства по доступу на рынок прямых филиалов зарубежных банков, а также сохранила возможность применения 50%-го ограничения иностранного участия в банковской и страховой системе. Возможность прямого допуска на российский рынок иностранных страховых компаний предусмотрена только через 9 лет после присоединения России к ВТО.
Наталья ФЕДОТОВА