Российские банки за последние три года увеличили свою зависимость от одного или нескольких крупных клиентов: уровень кредитной концентрации здесь один из самых высоких в мире и продолжает расти. Это увеличивает кредитные риски банков и мешает агентствам повысить их рейтинг.
Агентство Moodys ежегодно исследует уровень концентрации на одном клиенте в российской банковской системе. На основе информации, предоставляемой 85 банками, в Moodys анализирует, как изменяется портфель из 20 самых крупных обязательств клиентов банка.
В середине года в России отношение этого показателя к капиталу банка составило 244%. В США, например, это соотношение 70%, а в странах Азии — 150%. Среди стран СНГ обогнал Россию по этому показателю Казахстан. Кредитная концентрация в России растет достаточно быстро: в 2010 году она увеличилась на 13%, а в первом полугодии этого года — на 8%. Банки предпочитают наращивать кредитный портфель с помощью одного или нескольких крупных заемщиков, уверены в Moodys.
Зависимость от крупных клиентов повышает риски для банков, ведь финансовые проблемы или банкротство крупного заемщика может привести к потерям для банка и недостатку ликвидности. Это объясняет, почему российские банки остаются в группе заемщиков со спекулятивным рейтингом. В начале октября агентство обещало снизить рейтинг российской банковской системы, если ситуация на мировых финансовых рынках ухудшится.
В Standard&Poors также признают, что в России кредитная концентрация намного выше, чем в других странах. «В ближайшей перспективе мы не видим перспектив для улучшения ситуации», — пояснила Наталья Яловская, аналитик агентства. Она объясняет это спецификой российского бизнеса: банки активно конкурируют между собой за клиентов с хорошим кредитным качеством. В ЦБ это объясняют спецификой российской экономики. «Наши крупные банки обслуживают крупные корпорации: если газовая промышленность, то это Газпром, если нефтяная, то это «Роснефть», «Лукойл», — пояснил «МН» источник в Центробанке. Изменить сложившуюся ситуации в краткосрочной перспективе, по его мнению, невозможно.
В Moodys высокую кредитную концентрацию в России и других странах СНГ объясняют тем, что банки предпочитают достаточно агрессивную стратегию, а в погоне за прибылью не учитывают возможные риски. Увеличить долю малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле им мешает также неразвитость инфраструктуры и невысокий спрос со стороны подобных клиентов, так как ставки по кредитам остаются высокими. Дальнейший рост кредитной концентрации может быть связан и со снижением капитала банков, прогнозируют в Moodys.
Кроме того, многие банки остаются под государственным контролем или являются частью финансово-промышленных групп. Они предпочитают кредитовать родственные структуры — в СНГ на такие займы приходится 10% кредитного портфеля или 50% капитала, по оценке Moodys на конец 2010 года. Эти кредиты часто выдаются на нерыночных условиях, а это ухудшает финансовое положение банков.
В России банкам запрещено выдавать одному заемщику или группе связанных организаций сумму превышающую 25% собственного капитала. Но в Moodys полагают, что ЦБ следит за «формой, а не за содержанием»: регулятор смотрит лишь на юридическую связь между организациями. Центробанк также не особенно наказывает банки за нарушение этого норматива. Например, в 2010 год ЦБ выявил 130 подобных нарушений. По наблюдениям Дмитрия Мирошниченко из Центра развития, подавляющее количество российских банков этот норматив нарушает — это остается одной из главных проблем российской банковской системы. Наталья Яловская, напротив, полагает, что российские банки все-таки предпочитают придерживаться норматива 25%, а некоторые устанавливают и более жесткие уровни — так они пытаются контролировать риски.
Минфин и ЦБ обсуждают новые ограничения, согласно которым банки смогут кредитовать компании, связанные с их акционерами, в размере, не превышающем 20% капитала банка. Пока ЦБ рекомендует своим территориальным управлениям вести разъяснительную работу с собственниками банков, активно кредитующих родственные структуры. Мирошниченко поясняет, что ЦБ обратил внимание на эту проблему по факту нескольких крупных банкротств банков, в которых на кредитование связанных структур приходилось до 80% кредитного портфеля. По мнению Мирошниченко, данные Moodys свидетельствует о плохом состоянии не только банковской сферы, но и всей экономики, которая движется в сторону концентрации. Надежными заемщиками остался лишь крупный бизнес, приближенные к экспорту компании, а платежеспособность остальных очень ограничена.
Ольга ШАМИНА, Ирина ГРУЗИНОВА