Исследовательская компания Dealogic подвела итоги первого полугодия на мировом рынке слияний и поглощений (M&A). Список крупнейших инвестбанков, ранжированных в зависимости от объемов сделок и комиссионных доходов, возглавили Goldman Sachs, Morgan Stanley и UBS. Вместе с тем эксперты говорят о том, что исследование, на которое ориентируются компании при выборе консультантов, не отражает реальную ситуацию на рынке M&A. Многие банки попадают в рейтинг после номинального участия в крупных сделках.
В мировом рейтинге доходов инвестбанков, составленном агентством Dealogic, лидирует Goldman Sachs, заработавший в первом полугодии 2007 года $1,2 млрд. Вторую строчку занимает Morgan Stanley ($1,02 млрд), на третьем месте — UBS ($864 млн). Российские компании не вошли в список лидеров, однако российский рынок M&A по суммарному объему сделок ($58,8 млрд) занял первое место среди развивающихся рынков (см. Ъ от 9 июля). Поэтому эксперты считают, что банки, занявшие первые места списка, являются основными претендентами на оказание консультационных услуг российским компаниям. «При выборе консультанта по сделке мы проводим тендер,— пояснил Ъ представитель одной крупной нефтегазовой компании,— учитывая в первую очередь положение инвестбанка в рейтинге и требуемую плату».
В том, что рейтинги играют важнейшую роль при выборе финансового консультанта при проведении сделок слияния и поглощения, Ъ признались представители многих российских компаний. Так, в этом году «Роснефть» при покупке активов ЮКОСа выбрала в качестве консультантов Morgan Stanley, занимающего лидирующие позиции в исследованиях. По словам инвестбанкиров, нередко для участников сделок M&A количественные показатели инвестиционных банков являются основным источником информации об их компетенции.
Однако в самих банках-лидерах считают, что такие исследования не всегда способствуют объективной оценке при выборе консультантов. «Рейтинги при прочих равных условиях имеют тенденцию отражать ситуацию на рынке, но они не дают полную картину в деталях»,— отмечает заместитель руководителя инвестиционно-банковского направления Дойче Банка Андрей Чулак. Так, по словам экспертов, данные о некоторых крупных сделках M&A нигде не появляются даже после завершения транзакции, а в ряде сделок роль того или иного банка в них не обозначается. Например, сделка по поглощению «ВСМПО-Ависма» «Рособоронэкспортом» была завершена год назад, но до сих пор существуют лишь экспертные оценки по ее объему и участниках.
Участники рынка считают, что для определения реальной расстановки сил на рынке M&A справедливо было бы учитывать доходы инвестбанка. По словам экспертов, плата за услуги консультантов не зависит от сектора или от объема сделки и отражает объем работы и успешность сделки. «История знает примеры объемом $20 млрд, за которые инвестбанк получал $1 млн и небольшие сделки на $30 млн, за которые вознаграждение инвестбанка превышает $4 млн»,— отмечает председатель группы международных операций инвесткомпании «Ренессанс Капитал» Крис Бакстер. При этом нередко инвестбанки участвуют в сделках только номинально с целью улучшить свои позиции в рейтингах и увеличить свою привлекательность в глазах клиентов. По словам Андрея Чулака, в некоторых очень крупных сделках банк может только предоставить fairness opinion (справедливое мнение.— Ъ) и в итоге оказаться в первой строке рейтинга.
Эксперты отмечают, что на выбор банка для проведения сделки M&A влияет наличие у него опыта по заключению того или иного типа транзакций. Также компании должны обращать внимание на то, насколько часто один и тот же банк получал мандат на несколько сделок с одной и той же компанией. По словам Криса Бакстера, клиент также должен учитывать, насколько существенным оказался для него положительный эффект и как отреагировал на сделку рынок. Директор по инвестициям компании «Проф-медиа» Сергей Тихонов, в свою очередь, отмечает, что немаловажное значение при выборе банков имеют установившиеся отношения и знакомство с командой, с которой предстоит работать. «Сделок много, все консультанты перегружены работой, и часто инвестбанк или другие консалтинговые компании не в состоянии выделять самых эффективных людей»,— предупреждает он.
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ, Юлия КУЛИКОВА