Последний кризис еще раз доказал, что успешность работы банка критически зависит от качества подготовки команды управленцев. «Очевидно, что только банки, обладающие командами действительно квалифицированных специалистов, способны справляться с серьезными вызовами: не только сохранять устойчивость в непростых условиях, но и достигать новых высот», — полагает Галина БЕЛОГЛАЗОВА, профессор, завкафедрой банковского дела Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Корреспондент РБК daily Марк Лазис расспросил
— Что сейчас происходит на рынке банковских кадров в Петербурге?
— С точки зрения количественных показателей кризис, пожалуй, преодолен. Остались определенные проблемы, но отрасль в целом чувствует себя гораздо лучше. Во всяком случае спрос на банковских специалистов практически восстановился после кризисного провала. А вот с качественной точки зрения вновь отчетливо проявилось несоответствие между спросом на высококлассных специалистов и их предложением. Качество подготовки, скажем мягко, не всегда удовлетворяет топ-менеджеров банков. И это несмотря на то, что существует даже некоторый переизбыток выпускников, обучавшихся по специализации «банковское дело» в различных учебных заведениях.
— Насколько престижна сейчас профессия банковского работника с точки зрения абитуриентов?
— Престиж, конечно, уже не тот, что в 90-е годы — ситуация в экономике и на рынке труда серьезно поменялась. Если говорить о том, что привлекает абитуриентов в банковском деле, то это постоянное появление новых технологий, внедрение инновационных продуктов и услуг. Именно с этой стороной дела, с креативностью в хорошем смысле они ассоциируют себя, а не с рутинными процессами.
— Их ожидания оправдываются?
— Карьера не у всех складывается удачно. Некоторые выпускники, поработав некоторое время в банке на низовых должностях, разочаровываются. Часто это не их вина. Проблема — в кадровой политике банка, не сумевшего выстроить эффективную систему продвижения по карьерной лестнице. В результате специалисты с неплохим потенциалом просто уходят искать себя в других сферах.
— Как банки решают проблему дефицита квалифицированных кадров?
— Очень просто — переманивают друг у друга лучших. Кризис остановил сопутствующую этому процессу зарплатную вакханалию, но сейчас все может возобновиться. Банки понимают, что путь «увода» хороших специалистов — путь в никуда, к тому же очень дорогой, и потому стараются выращивать таланты у себя. Крупные участники рынка, такие как Сбербанк или ВТБ, создают собственные центры переподготовки специалистов. У средних и небольших банков такой возможности нет — вложения не окупятся. Они должны быть заинтересованы в наличии сторонних центров подготовки банковских кадров.
— Вы не думали над созданием такого центра на базе Финэка?
— Я постоянно продвигаю эту идею среди банкиров, но пока особой поддержки не получила. С другой стороны, очевидна потребность отрасли в специалистах, уровень знаний которых значительно превышает уровень, полученный по окончании вуза. Невозможно научить выпускника всему, причем на всю оставшуюся жизнь.
— Финэк считается одним из наиболее авторитетных экономических вузов. Не думали создать свою программу,
— Мы попытались реализовать программу Mini MBA «Банковский менеджмент» на базе Высшей экономической школы при СПбГУЭФ. Преподают люди, поработавшие в банковской системе на различных должностях и имеющие собственное представление о том, какие знания действительно нужны менеджерам банков. Пока программа находится в стадии пилотной реализации, и мне лично важна ответная реакция со стороны банкиров. Мы готовы менять программу, чтобы с ее помощью банки получили бы действительно подготовленных менеджеров, способных справляться со сложными нетривиальными задачами.