Мало кто сомневается в том, что эпоха перемен на финансовых рынках не закончена. Если три года назад кризисная волна пришла из США, то теперь в качестве потенциального источника неприятностей выступает Старый Свет. Кризис 2008—2009 гг. не вызвал потрясений на российском рынке частных банковских услуг (private banking) — отчасти потому, что наши клиенты не склонны к панике, но в основном
Чтобы понять, куда мы двигаемся и где в конце концов окажемся, важно понимать, где мы находимся сегодня. Сейчас на рынке private banking существует определенное разделение труда между иностранными и российскими игроками. Российские банки проигрывают иностранным в плане разнообразия продуктовой линейки и не могут обслуживать клиентов за рубежом, но рынок позволяет им предлагать продукты, с которыми их иностранные коллеги не могут конкурировать, например высокодоходные депозиты. Российские состоятельные клиенты богаты наличностью, их первый вопрос менеджеру отдела private banking: «Сколько вы можете для меня заработать?» — и в ответ они ожидают услышать двузначную цифру.
У европейских банков, однако, всегда были свои козыри: широкий выбор продуктов, от банковской «классики» — финансирования сделок по покупке яхт, самолетов и элитной недвижимости — до инновационных и экзотических финансовых инструментов, опыт и репутация. А также консерватизм и стабильность, по которым текущие проблемы еврозоны нанесли серьезный удар. Увы, иностранные банки сокращают свое присутствие в России. То, что они уступают российским коллегам в сегменте локальных продуктов, не новость, но в сложившихся обстоятельствах издержки на содержание российских офисов стали слишком высоки.
С другой стороны, отток капитала из России растет, и в связи с этим возникает вопрос: в какой стране выгоднее открывать счета? Как известно, Россия и Швейцария подписали соглашение о предоставлении информации о счетах граждан РФ в швейцарских банках. Для неподготовленного наблюдателя это выглядит как удар по святая святых — банковской тайне, но это не так. Реальность такова, что все развитые страны стали серьезнее подходить к угрозе терроризма и ужесточили контроль за движением денежных средств своих граждан. Это несколько усложняет жизнь законопослушным клиентам, но серьезных препятствий не создает. Если говорить о соглашении между Россией и Швейцарией, то информация о счетах будет предоставляться в соответствии со строго прописанной процедурой и только в случае, когда в отношении клиента начато разбирательство по подозрению в уклонении от уплаты налогов или в отмывании доходов, полученных преступным путем. И даже когда все процедуры соблюдены, в исключительных случаях банк может подвергнуть сомнению саму обоснованность запроса. Малейшие подозрения в том, что разбирательство инициировано с целью оказать давление на клиента толкуются в пользу последнего.
Не обязательно ограничиваться только Европой. Есть банки, работающие по всему миру, от Швейцарии до Гонконга и Маврикия, их клиенты могут выбрать продукты с разной доходностью и диверсифицировать вложения. Решение о «прописке» своих денег клиент принимает, исходя из своих предпочтений и ожиданий.
Елена ЛОГИНОВА
Автор — управляющий директор по работе с ключевыми клиентами Дойче Банка