На прошедшей неделе Центральный банк РФ провел очередные мероприятия по укреплению рубля и подавлению инфляции. Цель этого ясна — борьба с инфляцией, которая за полгода составила 5,7% при том, что планировалось ограничить ее в рамках 7—8 процентов за весь год. А вот удастся ли удержаться в этих пределах — вопрос.
Ради этого главный финансовый регулятор страны и балансирует между Сциллой и Харибдой — между укреплением рубля и уменьшением инфляции. Однако получается у него это с большим трудом, что связано с особенностями отечественной экономики, ориентированной на мировую стоимость энергоресурсов. Вице-премьер правительства России Александр Жуков недавно отметил, что в текущем году именно приток капитала, составивший за первое полугодие уже 67 миллиардов долларов, является основной причиной инфляции. Так что цифра 70 миллиардов, которая фигурировала в ранее сделанном и уже пересмотренном прогнозе, становится вполне достижимой, и это более чем в два раза лучший показатель, чем в прошлом году, когда иностранные инвестиции в экономику России, по данным Центробанка, составили 28,7 миллиарда долларов.
Действительно, пока ситуация с ценами на нефть благоприятствует России. Ситуация остается достаточно стабильной, однако это способствует росту валютных инвестиций, которые растущая и неокрепшая пока отечественная экономика не всегда способна полностью переварить. При этом в 2007 году наша страна впервые появилась в международном рейтинге стран с привлекательным инвестиционным климатом, который составляется компанией Ernst & Young, причем сразу на пятом месте.
В результате Центральному банку РФ пришлось выбрать из двух зол меньшее и сосредоточиться на сдерживании инфляции, что в предвыборный год имеет гораздо большее значение, чем сдерживание укрепления рубля, которым можно заняться потом, после завершения всех политических баталий. Тем более что и так уже рубль пришлось укрепить на 3,2 процента за прошедшие полгода. Скорее всего, так дальше и будет продолжаться, тем более что за такой же период прошлого года масштабы укрепления национальной валюты были совсем другие. Тогда с января по июнь он укрепился на
7 процентов, а, следовательно, в этом году резерв еще есть. Хотя, если вернуться к определению того, какое из двух зол меньшее, то тут еще остается возможность для полемики, ведь именно укрепление национальной валюты провоцирует тот самый приток иностранного капитала, который настораживает ЦБ и ради которого приходится выбрасывать на внутренний рынок массу не обеспеченных произведенными товарами рублей, провоцируя тем самым инфляцию.
В итоге после такого укрепления рубля население стало вытаскивать
В абсолютном выражении цифры получаются интереснее. Если всего год назад на одного россиянина в среднем приходилось около 170 долларов заначки, то сегодня эта цифра составляет всего 84 доллара и имеет явную тенденцию к уменьшению.
Таким образом, дедолларизация населения налицо, а с учетом того, что рублевые вклады в банках на срок более одного года, например, по итогам первого квартала 2007 года, выросли на 10,4 процента, а на срок от месяца до года — на 4,7 процента, становится ясно, в какие финансовые инструменты переходит наличная валюта.
А вот с дедолларизацией экономики не все так просто. Если государственный долг России все время стремится к уменьшению, то долг госкомпаний или частных предпринимателей только растет, так как они предпочитают занимать деньги на Западе. Общий внешний долг нашей страны, состоящий из обязательств государства и частников, сегодня составляет 290 миллиардов долларов, из которых 135 миллиардов приходится на счет последних.
Тарас ФОМЧЕНКОВ