Досудебное урегулирование финансовых споров становится все более доступным. Обратиться к финансовому омбудсмену теперь сможет любой, у кого есть претензии к банку, коллектору, страховщику и даже ломбарду. А поправки в закон «О защите прав потребителей» стимулируют рублем поставщиков финансовых услуг решать споры с клиентами до суда. Нагрузка на суды, куда граждане за последние три года стали в пять раз чаще обращаться с исками к финансистам, теперь должна снизиться.
Ассоциация российских банков (АРБ) изменила положение «Об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)». Теперь омбудсмен может рассматривать любой спор клиента с банком, коллектором и даже ломбардом, тогда как раньше споры на сумму свыше 300 тыс. руб. не входили в компетенцию общественного защитника.
Опыт показал, что после снятия ограничения количество жалоб, поступающих к омбудсмену, увеличится незначительно. Большинство из них связано с кредитами, причем на небольшие суммы, рассказывает финансовый омбудсмен Павел Медведев. В АРБ считают иначе. Изменение норматива даст возможность любому потребителю финансовых услуг воспользоваться возможностью досудебного рассмотрения спора, считают в АРБ. Таким образом, за защитой к общественному примирителю смогут обратиться, например, владельцы ипотечных и других крупных займов. Возможно, это приведет к тому, что больше банков начнут с ним сотрудничать, отмечают в ассоциации.
Большинство банков и сейчас охотно идут на контакт с финансовым омбудсменом, без подписания договора о сотрудничестве. Об этом говорит статистика — такую декларацию подписали только десять банков, но на деле успешно урегулировать удалось споры более чем с 70 кредитными организациями. С осени текущего года финансовый омбудсмен начал оказывать помощь в решении проблем с ломбардами и страховщиками, а также коллекторскими агентствами, к которым есть претензии у должников.
За октябрь-ноябрь этого года Павел Медведев урегулировал в досудебном порядке 68% от всех жалоб клиентов финансовых компаний, таковых было подано за это время в общей сложности 235. Если бы не было возможности решить разногласия в досудебном порядке, эти иски оказались бы в судах.
Сотрудничество с омбудсменом для финансистов — дело добровольное, и пока досудебное урегулирование споров с клиентами приносит им преимущественно репутационную выгоду да экономию на судебных издержках. Но если будут приняты поправки в закон «О защите прав потребителей», которые позволят Роспотребнадзору защищать права потребителей финансовых услуг, у банкиров, страховщиков появится значительно более мощный стимул решить спор до суда. Ведь если финансовая компания проиграет иск, ей придется возместить клиенту не только спорную сумму, но еще и сверх того 50% от нее за то, что спор не был решен в досудебном порядке.
Авторы поправок в закон, чиновники Роспотребнадзора, не случайно включили в документ такое правило. С 2008 года число судебных исков, поданных потребителями финансовых услуг, выросло в 5,4 раза, до 2373, по итогам 2010 года. Выигрывать суды у банков граждане также стали в 3,5 раза чаще — в 2010 году 865 дел было решено в пользу клиентов финансовых компаний.
Елена ХУТОРНЫХ