Настроения инвестиционных банкиров, отраженные в презентуемых стратегиях на 2012 год, близки к апокалиптическим. Причем финансисты демонстрируют сплоченное единодушие в базовом сценарии развития ситуации на фондовом рынке. Первая половина года — падение, затем рост. В это же самое время на биржах отчетливо заметны покупки, которые заставляют акции расти. Налицо некоторое противоречие.
Причин может быть две. Первая — у многих крупных акционеров российских компаний-эмитентов пакеты акций в залоге. А значит, упавший рынок на поствыборных событиях (с 5 декабря 2011 года) надо поддерживать, чтобы залоги не обесценивались и банки не требовали дополнительного обеспечения. Вторая причина из области теории заговоров: это близящиеся итоги года для управляющих портфелями и клиентскими счетами. Результаты управления будут определять размер бонусов, которые зависят от доходности (значит, надо обязательно постараться выйти в прибыль) и процента от суммы активов под управлением. Что же касается трейдеров, сейлзов и аналитиков в инвестиционных и брокерских компаниях, то размеры их годовых вознаграждений зависят как от личного результата, так и от общей прибыли их работодателей. Поэтому сейчас российский рынок всеми силами тянут вверх, организовывая традиционное предновогоднее ралли.
Конечно, снижение российских биржевых индексов почти на 30% с начала года отыграть уже не удастся, но хоть сколько-нибудь улучшить годовой результат пока еще возможно. И Россия тут находится в общемировом тренде. «На западных площадках продолжается предновогодняя зарисовка котировок: к декабрю большинство иностранных фондов подошло в небольшом минусе с начала года, и сейчас им жизненно необходимо выйти хотя бы в ноль», — пишут аналитики УК «Уралсиб».
Отсюда и следует, что в начале 2012 года котировки перестанут поддерживать, и на это накладываются ожидания усугубления долговых проблем на мировых финансовых рынках.
Три дефолта, выборы и дивиденды
В том, что дефолты в Европе все же будут, многие не сомневаются. Так, аналитики Citi ждут трех дефолтов в Европе в следующем году: о невозможности обслуживать долги объявят Греция, Португалия и Ирландия, причем Греция с вероятностью 25% покинет еврозону. Долговые проблемы привели к стагнации в реальной экономике, индекс деловой активности еврозоны (PMI) показывает на спад в промышленном производстве. И согласно прогнозу, например, Ernst & Young, страны еврозоны ждет мягкая рецессия в первом полугодии 2012 года. «Страхи циклического замедления обоснованны. Это будет год нижней точки экономического цикла», — считает руководитель управления инвестиционной стратегии «ВТБ Капитал» Алексей Заботкин. Соответственно, если все будет так, то фондовые рынки, которые, как правило, опережают экономику на шесть месяцев, могут начать подъем будущим летом. «ВТБ Капитал» ожидает в первом полугодии «медвежий» тренд, который изменится на «бычий» только летом 2012 года, и биржевые индексы всего лишь восстановятся до уровней первого квартала 2011 года.
Инвестиционная компания «Тройка Диалог» в начале года тоже ожидает на фоне вышеперечисленных проблем в еврозоне колебания индекса РТС в диапазоне от 1200 до нынешних 1400 пунктов и только затем рост до 1700—2200 пунктов к концу года.
Вторым фактором, поддерживающим «медвежий» тренд в первом полугодии, считаются выборы президента России. Митинги оппозиции после выборов в Государственную думу 4 декабря оказались для биржевиков сюрпризом. Это привело к рассуждениям о политических рисках в России для инвесторов, индекс ММВБ с 6 по 13 декабря непрерывно падал и потерял около 12%. Продажи велись очень агрессивно, на рынке говорили о том, что в деньги выходят иностранцы, которые в первую очередь продают акции компаний,
Если же падение акций произойдет, то рассматривать это стоит с точки зрения их покупки накануне сезона дивидендов.
«Я анализирую акции «Газпрома» одиннадцать лет, и за все это время обещание потратить на дивиденды 200 миллиардов рублей — первый заметный случай улучшения корпоративного управления в этой компании», — говорит Смит. По его словам, рынок пока считает это разовым действием, но, скорее всего, этот шаг означает перемены в дивидендной политике «Газпрома» в целом. Напомним, в начале декабря появилась информация, что в 2012—2014 годах в бюджет концерна заложены по 200 млрд рублей в год на дивидендные выплаты, тогда как по итогам 2010 года акционеры получили 91 млрд рублей (3,85 рубля на акцию, которая сегодня стоит около 170 рублей), а по итогам этого года получат 180 млрд (соответственно, в районе 8 рублей на акцию). «Это просто нормальные дивиденды, и все равно это серьезное изменение для российского рынка», — резюмирует Смит. Кроме того, Сбербанк пообещал в будущем распределять среди акционеров 20% чистой прибыли, а не 12%, как сейчас. За 2010 год владельцы обыкновенной акции получили 92 копейки. Даже если эта сумма увеличится в два раза, то доходность на акцию, которая стоит 85 рублей, весьма невелика. Тем не менее бизнес Сбербанка растет высокими темпами. Чистая прибыль за 11 месяцев 2011 года увеличилась более чем на 50% и составила почти 300 млрд рублей. Рентабельность капитала ROE составляет 27,6% (данные «ТКБ Капитал»). Прогнозы инвесткомпаний, в основе которых лежит анализ финансовых показателей, в среднем предполагают рост курса акций банка в течение 2012 года примерно на 50%, что должно с лихвой компенсировать низкие дивиденды.
Нефтянка и все остальные
«Вы же видите, какова глобальная ситуация, люди даже на неделю вперед не могут ничего прогнозировать», — описывает ситуацию начальник департамента по анализу акций ИК «Открытие Капитал» Владимир Савов. Он тоже выделяет несколько периодов в следующем году. Начало года и, возможно, первая половина, будут волатильными, и в это время имеет смысл сосредоточиться на защитных акциях, которые платят хорошие дивиденды — «префы» «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР, МТС, а также на бумагах компаний потребительского сектора, которые поддержат социальные выплаты населению в преддверии выборов. «Хочется верить, что во второй половине года ситуация утрясется, в таком случае нужно будет ориентироваться на бумаги компаний с циклическим бизнесом», — продолжает Савов. В качестве таковых «Открытие Капитал» предлагает акции банков и сталелитейных компаний.
Кроме дивидендных акций сегодня нефтянку предлагают покупать просто на основании того, что она уже давно слишком дешево стоит — в то время как нефть уверенно держится выше 100 долларов за баррель. «Инвесторы сильно недооценивают трансформацию нефтяной отрасли за последние пять лет, — комментирует ожидания Заботкин. — У них кратно возросла рентабельность на баррель добычи». Соответственно, предполагаемый рост 2012 года произойдет не за счет увеличения прибыли эмитентов, а за счет того, что финансовые мультипликаторы компаний сегодня показывают слишком низкую стоимость акции.
Из нефтянки обычно выделяют акции «ЛУКойла» и «Башнефти», про преимущества первого «Эксперт» подробно писал (см. «Впередсмотрящий, а потому живучий» в № 48), вторая нравится аналитикам потому, что имеет мощный бизнес по нефтепереработке, хорошие финансовые показатели и платит высокие дивиденды.
Далее, практически все аналитики верят в акции X5 Retail Group — вера основывается на ожидании органического развития бизнеса.
Наконец, есть традиционная группа акций, которые сильно упали и могут вырасти до прежних значений (или хотя бы не падать дальше, потому что уже некуда). Это акции Объединенной авиастроительной корпорации номинальной стоимостью один рубль, которые колеблются в диапазоне 18—20 копеек. Акции ресторанного холдинга «Росинтер», подешевевшие в пять раз и вернувшиеся к отметкам кризиса 2008 года при отсутствии видимых причин. Акции межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), потерявшие с начала года 55—70%.
Мы сами с июня 2011 года имели агрессивно «медвежий» взгляд на рынок. В статье «Коррекционная пауза» (см. № 22 «Эксперта» за 2011 год) в качестве целей ожидаемого падения были указаны значения 1350 или 1200 пунктов по индексу ММВБ. В статье «Дабл-даун по-русски» (№ 40) мы перенесли цель падения до 1000 пунктов. Сегодня же мы вопреки общему настроению снижаем градус «медвежьих» настроений (см. «Второй импульс») и одновременно подтверждаем, что в ближайшие год-полтора российские индексы должны превысить 2000 пунктов.
Модели денежных потоков
Председатель правления инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков — о том, как инвестирует свои личные средства и как поступают люди, которым есть что терять.
— Как вы поступаете со своими деньгами?
— Мои инвестиционные принципы ориентированы больше на сохранение средств, чем на извлечение сверхприбыли. И ситуация на денежном рынке для этого благоприятна. Ставки по банковским депозитам отличные, превышают уровень инфляции, особенно в банках второго эшелона. Поэтому 60 процентов свободных средств я размещаю на срочные вклады по ставкам выше 10 процентов. Думаю, в конце года ставки вырастут до 12—13 процентов годовых, что вполне комфортно.
30 процентов средств я вкладываю в акции «голубых фишек». Каким образом? Ну, как человек, который давно работает в инвестиционном бизнесе, я понимаю, что при ручном управлении активами большую роль играют личностные качества управляющих. Самые талантливые из них могут несколько лет подряд получать доходность выше среднерыночной, но затем наступит момент, когда они сорвутся. Поэтому я вкладываю средства в паевой фонд, который копирует структуру индекса ММВБ, — это 30 акций. И доходность я гарантированно получаю среднерыночную. Для этого регулярно докупаю паи индексного ПИФа.
Оставшиеся 10 процентов я вкладываю в акции второго эшелона. Но скажу честно, что это акции компаний, которые мы сами выводили на IPO. По этим акциям у меня минус, но так как инвестиции долгосрочные, я уверен в будущем компаний. Это и «Ютинет», который по итогам 2011 года может показать очень серьезный рост выручки, и «Диод», и «Русские навигационные технологии». Еще есть небольшой пакет «Яндекса».
— А как с инсайдом?
— Положением дел в компаниях я владею лучше, чем средний инвестор, но хуже, чем их менеджмент, да и бумаги покупались на IPO. Конечно, я встречаюсь с руководителями компаний, они делятся своими планами. До принятия Закона об инсайде я теоретически имел возможность пользоваться этой информацией. Но не видел в этом экономического смысла. Практика показывает, что инвестиции на использовании инсайдерской информации далеко не всегда приносят прибыль. Может быть, этот инсайд отрабатывается людьми, которые его получили раньше, а возможно, более важной оказывается совсем другая информация. Да и рисковать на акциях второго эшелона, где больших денег не заработаешь
У наших крупных клиентов с суммами от 10 миллионов рублей, кстати, похожий подход.
— Что они делают?
— При нынешней конъюнктуре большинство из них солидные суммы в акции не вкладывает. Среди них много нервных, неуверенных и осторожных, а рынок никак не способствует формированию уверенности в долгосрочном росте. Для таких мы сделали депозит в своем банке со ставкой 13 процентов годовых и запустили фонд «Финам Кредитный», который выдает кредиты под залог недвижимости по ставке 25 процентов годовых. Паи этого фонда можно купить квалифицированным инвесторам.
Именно пассивное инвестирование, в том числе депозиты, в том числе фонды прямых инвестиций, а не фонды акций, а также биржевые продукты с гарантированной доходностью или с гарантированной сохранностью капитала сейчас более востребованы, чем активные стратегии. Под последними подразумеваются облигации и структурированные продукты — покупка, условно, на 90 процентов средств облигаций, а на 10 процентов — опциона на акции или индекс. Если опцион не сработает, а убыток по нему ограничен только вложенной суммой, то купонный доход от облигации компенсирует потери.
— Во что вкладывают средства те, кто работает в инвестиционной отрасли?
— У каждого свои модели. Но поклонников экзотики немного. Как правило, используется ограниченный круг инструментов, хотя стратегии достаточно разнообразны. Есть люди, у которых половина средств в паевых фондах, а половина фактически отдается в управление торговым роботам. Людям нравится, что они как бы ничего не делают, а роботы торгуют, происходят какие-то движения по счету.
Сотрудник нашего аналитического отдела половину средств откладывает на банковский депозит, так как хочет купить дочери квартиру, половину использует в игре на слияниях/поглощениях, обратных выкупах компаниями своих акций.
Есть коллега, который предпочитает инвестировать самостоятельно. Покупает «голубые фишки» на сильных падениях, а потом через
— Как это произошло?
— Это был сентябрь 2008 года. Точно числа не помню, но в день моих первых покупок приостанавливали торги на биржах
Нельзя сказать, что вложены были большие деньги, но результатом я остался доволен. И было интересно на практике понять, что же за услугу мы продаем клиентам.
— По какому принципу акции покупались?
— Оба раза покупал самые ликвидные в равной пропорции. Сбербанк, «Газпром», «ЛУКойл» и так далее. Но тогда же я понял, что активные инвестиции не для меня. Я каждый день смотрел, что происходит с моим счетом, думал, что делать: держать, продавать и что будет дальше? Это подходит для более спокойных по темпераменту людей, для меня паи и депозиты удобнее.
На передовой
Блогер Vanutar (Иван Чурилов), в 2011 году заработавший авторитет удачными прогнозами по фондовому рынку в социальной трейдерской сети comon.ru и собирающий сотни комментариев на свои публикации, ожидает сокращения объема рыночной ликвидности в еврозоне в первом квартале 2012 года: «Это вызовет неизбежное снижение цен на нефть и американских биржевых индексов. С учетом того, что российские регуляторы ни разу не успевали среагировать адекватным образом на внешние вызовы и откровенно опаздывали с поддержкой отечественного фондового рынка, динамика отечественного рынка может быть чрезмерно негативной по сравнению с Западом в течение всей первой половины 2012 года.
В первом квартале 2012 года индекс S&P 500 может упасть ниже 1000 пунктов, во втором квартале он вернется в диапазон 1100—1150 пунктов, но затем падение возобновится. Дна рынок достигнет лишь к третьему кварталу в районе 850—900 пунктов по индексу S&P 500. Зарождение нового сильного восходящего тренда произойдет не раньше осени 2012 года. В конце года S&P 500 стоит ожидать в районе 1200 пунктов.
Максимумы и минимумы российских индексов, скорее всего, будут совпадать с американскими пиками и впадинами. Возможно, российские компании будут прилагать немало усилий для сохранения своей капитализации путем назначения высоких дивидендов и объявления выкупа своих акций с рынка, поэтому рынок будет готов отыгрывать любые подобные действия».
Инвестор Виктор Никитенко, специализирующийся на акциях второго эшелона, рекомендует пока ничего не покупать, но и имеющееся в портфелях не продавать. «В 2012 году я жду хаоса на рынках, сильной просадки нефти и соответствующих для нашего рынка выводов. Фундаментальный маразм и далее будет усиливаться. Если сейчас можно покупать некоторые бумаги за одну-две годовые чистые прибыли (P/E=1—2) («Воркутауголь», «Уралкуз», «Уралэлектромедь»), то в будущем их будет еще больше и выбор у покупателей увеличится. Если я окажусь не прав и на рынке, напротив, начнется ралли, то существующие портфели можно будет закрыть с минимальными убытками».
В целом инвестор рекомендует в 2012 году по возможности иметь высокие доли средств в деньгах, а если уж играть на все, то со 100-процентной вероятностью удачного исхода. Это покупка акций под консолидации игроками крупных пакетов акций и выставление миноритарным акционерам предложений о выкупе их долей (оферт) или приобретение бумаг под высокие дивиденды.
Частный трейдер Денис Панасюк говорит, что не может выделить какой-то один растущий сектор акций: «Не видят его и другие инвесторы, поэтому они предпочтут иные варианты вложения средств, например традиционный рынок недвижимости. Это может привести к увеличению стоимости квадратных метров, а следом вверх пойдут и акции строительных компаний, которые в последние месяцы 2011 года заметно подешевели. К тому же в 2012 году будут достраиваться и вводиться в эксплуатацию объекты, заложенные в 2010—2011 годах. Это в целом оживит сектор, а переоценка площадей позволит строителям начать показывать прибыль. Но касается это только жилой недвижимости — а значит, вверх могут пойти акции групп ЛСР и ПИК».
Частный трейдер и известный блогер Элвис Марламов считает, что в текущих условиях нужно работать «от противного»: «Энергетику никто не любит — берем ее в расчете на чудо и изменение отношения к ней инвесторов. А если серьезно, то тут будет история, как с «Транснефтью»: инвестпрограммы генерирующих компаний заканчиваются, и деньги потекут обратно акционерам в виде прибыли компаний. Рост может произойти в таких компаниях, как ТГК-1, «Мосэнерго», ТГК-5, ТГК-9, «Кузбассэнерго» и холдинг МРСК. Но все эти идеи начнут работать во второй половине года.
После трагедии на Фукусиме заметно потеряли в цене акции компаний, связанных с атомной энергетикой: «Элемаша», Ковровского механического завода и других. Если же покупать энергетические компании страшно, то стоит обратить внимание на банковскую отрасль. Акции банков, особенно второго эшелона, сильно упали, и уже не важно — кризис сегодня или расцвет. Это в любом случае является стимулом к консолидации банковской системы. Акции банков «Возрождение», «Уралсиб», «Санкт-Петербург» — дешевле только даром.
Есть идеи и в сырьевом секторе. Компания «Акрон» завершает реструктуризацию группы, после чего может быть проведено SPO (размещение дополнительного выпуска акций). В преддверии этого события акции «Акрона» могут заметно прибавить в цене».
Второй импульс
На графике показана волна роста индекса ММВБ и ее коррекция. В основе анализа лежит волновая теория Элиота, и сейчас формально сохраняется вероятность снижения индекса к 1000 пунктам. Коррекционное движение основной импульсной волны обычно имеет множество вариантов, и поэтому его интерпретация — самое сложное в этой теории. Та конфигурация, которая сейчас возникла на графике наряду с очень высокой волатильностью цен на рынке, и огромные массовые ожидания падения цен заставляют снизить вероятность падения индекса к отметке 1000 пунктов.
Одновременно мы считаем важным настроиться на новую волну роста на биржах, которая может продлиться несколько лет. Несмотря на проблемы в Европе, мировая экономика в целом и российская в частности растут. Это должно вывести индекс ММВБ в район 2500 пунктов.
Константин ИЛЮЩЕНКО, Евгения ОБУХОВА, Евгений ОГОРОДНИКОВ