Если во время кризиса 2008—2009 годов ахиллесовой пятой банков были просроченные долги, то сегодня их уязвимое место — нехватка капитала.
В последнее время по многим показателям своей деятельности российские банки радовали экспертов и регулятора. Согласно данным ЦБ, за январь-ноябрь кредитные учреждения заработали рекордную сумму — 758 млрд рублей против 495,3 млрд годом ранее. Причем в большей степени эту прибыль банки получили на кредитовании, а не на валютных спекуляциях, что также не может не радовать Центробанк. С начала 2011 года по 1 ноября корпоративный кредитный портфель банков увеличился на 20,1%, кредиты частным лицам выросли на 26,7%. Это безусловное достижение. Ведь за весь 2010-й рост кредитов, выданных физлицам, был почти в два раза меньше — 14%. По словам директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаила Сухова, следующий год также должен быть удачным с точки зрения финансового результата: банки могут заработать 600—700 млрд рублей прибыли.
Однако эта радость — одновременно и головная боль для регулятора: рост бизнеса российских банков привел к резкому сокращению накопленного в период кризиса капитала. «Темпы снижения достаточности капитала оказались быстрее, чем мне казалось», — заявил недавно Михаил Сухов. По его словам, в ЦБ считали, что проблема поиска капитала встанет перед банками во весь рост году в 2013-м, но при нынешних темпах развития банковского сектора необходимость привлечения дополнительных средств возникнет уже в 2012 году.
Беда подкралась незаметно. Хотя особо прозорливые эксперты предупреждали, что достаточность капитала — так называемый норматив H1- в целом по банковской системе должна резко упасть. В итоге с начала года этот показатель сократился с 18,1 до 15,1%. У отдельных игроков норматив H1 подошел к критически опасной отметке в 10%, после пересечения которой Центробанк может начать применять санкции вплоть до отзыва лицензии. Ранее рейтинговое агентство Moodys предупреждало, что в случае реализации негативного сценария в России норматив H1 у кредитных организаций уже к середине 2012 года может упасть до 9,4%. Хотя эксперты и считают, что такой сценарий развития событий весьма маловероятен, исключить возможность отзыва лицензий у отдельных игроков по причине нехватки капитала нельзя. «Это может произойти
Но банкирам не до смеха. «Рост активов российского банковского сектора в последнее время, а также отсутствие доступа на рынки капитала для большинства игроков создают определенные трудности», — говорит директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев. Насколько опасно такое активное наращивание бизнеса, станет ясно позже, когда часть взятых компаниями и гражданами кредитов превратится в безнадежные. Серьезные проблемы могут возникнуть у тех игроков, которые, несмотря на уроки кризиса 2008—2009 годов, продолжали без оглядки на риски кредитовать строительные проекты. Как заявил в октябре 2011 года зампред ЦБ Алексей Симановский, результаты стресс-тестов показали, что среди топ-30 российских банков
Что же касается вложений кредитных организаций в ценные бумаги, то, согласно данным Банка России, за 10 месяцев 2011 года их объем вырос на 3,4%, достигнув к 1 ноября показателя 6,3 трлн рублей. По сравнению с прошлым годом цифры вовсе не выглядят угрожающе: в 2010 году фондовый портфель банков увеличился на 37,4%! Однако отдельные банки и сейчас увлечены рискованными инвестициями. В октябре 2011 года агентство АК&М, комментируя решение оставить рейтинг ИТ-Банка на уровне «В++», отмечало, что одним из основных факторов, сдерживающих возможность повышения рейтинга, является высокая величина вложений банка в ценные бумаги. На 1 июля 2011 года его портфель оценивался в 1,4 млн рублей (доля в активах банка — 52,5%). В условиях нестабильности финансового рынка такая инвестиционная политика может привести к убыткам.Одной из причин недавнего понижения рейтинга банка «Ак Барс» агентством Moodys также стала высокая доля вложений банка в ценные бумаги. Аналитики оценивают, что на середину 2011 года инвестиции «АК Барса» в акции составили 57% от размера собственного капитала. «2011 год для российских ценных бумаг выдался крайне неудачным: индексы потеряли около 20% с начала года на фоне нестабильности в Европе и кризиса доверия в мировой финансовой системе», — констатирует директор аналитического департамента ИК «Вектор Секьюритиз» Александра Лозовая.
Рецептов для банков, испытывающих проблемы с выполнением норматива H1, по мнению регулятора, два — это привлечение дополнительного капитала через публичное размещение акций либо поддержка стратегических инвесторов. Впрочем, воспользоваться этими рецептами российские игроки вряд ли смогут. «Многие банки планировали выход на IPO, но
Наиболее вероятный выход — привлечение субординированных кредитов от существующих акционеров или выкуп ими допэмиссий. Так что волноваться за банки, которые имеют за спиной серьезную материнскую структуру, не стоит. Не будут испытывать проблем и госбанки. «В кризис 2008—2009 годов государство оказало банкам помощь в виде субордов от ВЭБа — в случае существенного ухудшения ситуации возможно повторение этого сценария или использование альтернативных механизмов господдержки. Но это относится лишь к системно значимым банкам», — подчеркивает Ольга Беленькая.
Что же касается небольших банков, то им, как всегда, придется нелегко. «В идеале главным источником капитала для средних и малых банков должен быть внутренний рынок, но сейчас для этого нет ни соответствующей инфраструктуры, ни базы инвесторов»,— говорит зампред ЛОКО-Банка Леонид Вакеев. Поэтому таким структурам придется ограничивать рост, формировать менее рискованные активы или продаваться по более крупным игрокам.
Впрочем, первый зампред банка «Хоум Кредит» Дмитрий Мосолов напоминает, что есть еще один выход: региональные банки, например, смогут рассчитывать на средства Фонда капитализации российских региональных банков. «В настоящий момент Ассоциация региональных банков «Россия» уже сформировала список из 17 региональных банков, за которые поручилась перед IFC (международная финансовая корпорация, предоставляющая займы на принципах долевого участия. — «Профиль»). Первые деньги в фонд уже перечислил Минфин, также входящий в этот проект», — говорит Мосолов.
Не исключено, что некоторые игроки пойдут другим путем и предпочтут скрыть размеры дыр в капитале от ЦБ. Известно, что в 2009 году банки массово начали передавать непрофильные активы на балансы ЗПИФов, чтобы не создавать по ним необходимые по нормативам Центробанка резервы. Сейчас, чтобы не фиксировать убытки по ценным бумагам, банки не продают их, а используют в качестве залогов в операциях РЕПО. «На рынке РЕПО могут строиться пирамиды наподобие той, что стала одной из причин российского кризиса ликвидности 2008 года, так как полученные с помощью операций РЕПО средства могут опять инвестироваться в ценные бумаги, которые, в свою очередь, направляются на рынок РЕПО, и т. д.», — опасается начальник аналитического управления Банка проектного финансирования Максим Осадчий.
Так или иначе, но 2012 год многие банкиры встречают в тяжелых раздумьях.
1 января 2012 года грядет очередная «чистка» банковского рынка. Требования к размеру минимального капитала будут повышены до 180 млн рублей с нынешних 90 млн рублей. Центробанк последовательно проводит политику избавления от наименее, на его взгляд, устойчивых игроков. В общей сложности количество действующих банков в России сократилось с 1135 в начале 2008 года до 988 в настоящее время, снизившись на 13%, указывает директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая. По словам директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова, количество российских банков с капиталом ниже 180 млн рублей на 1 декабря фактически сократилось более чем на треть:29 банков из 69 успели нарастить этот показатель, но еще не зарегистрировали его. Впрочем, Центробанк не намерен останавливаться на цифре 180 млн рублей. К 1 января 2015 года минимальный капитал кредитных организаций должен достичь 300 млн рублей. А размер капитала вновь создаваемых банков изначально должен быть равен указанной сумме. Эксперты утверждают, что размер банка совсем не говорит о его финансовой устойчивости. Так, на спасение такого гиганта, как Банк Москвы, было выделено из бюджета около 300 млрд рублей.
Наталья ЕРЕМИНА
Таблицы к статье можно посмотреть на сайте источника.