Правительство Великобритании отказалось принять участие в программе Международного валютного фонда по укреплению еврозоны, тем самым еще более обострив конфликт с руководством Евросоюза.
Министры финансов ЕС планировали выделить на поддержку европейской валюты 200 млрд евро, однако
Это уже второй случай за последний месяц, когда Лондон занимает резкую антиевропейскую позицию. Ранее премьер-министр страны Дэвид Кэмерон отказался поддержать внесение поправок в Лиссабонский договор, направленных на стабилизацию финансов еврозоны.
По мнению британских экспертов, решение отказать МВФ объясняется внутриполитической ситуацией в стране, и прежде всего настроениями в стане консерваторов, представляющих большинство в правящей коалиции.
Как считает ведущий эксперт по европейским делам британского Королевского института международных отношений Ричард Уитмен, нынешняя позиция Великобритании не имеет серьезного экономического обоснования и вызвана прежде всего идеологическими соображениями.
«Британская экономика имеет шансы на восстановление только в условиях выхода из кризиса экономики еврозоны. Тем не менее евроскептики в Консервативной партии даже допустить не могут, чтобы Великобритания спасала ненавистное им евро, пусть даже опосредованно, через МВФ», — сказал в интервью «МН» Ричард Уитмен.
Антиевропейская позиция британского премьера и министра финансов вызвала серьезное замешательство в рядах либерал-демократов, партнеров тори по правящей коалиции. Европейская интеграция всегда была одним из столпов политики этой партии. Лидер либерал-демократов и вице-премьер правительства Ник Клегг уже неоднократно заявлял о реальной угрозе маргинализации Великобритании в Европе. Разногласия между Клеггом и Кэмероном по вопросу о евро обострились настолько, что Ник Клегг даже не присутствовал на последнем заседании парламента, посвященном этой теме.
Однако главная проблема премьер-министра Дэвида Кэмерона не в разногласиях с партнерами по коалиции. Британские либерал-демократы, вступив в союз с консерваторами, настолько потеряли в рейтингах и опросах популярности, что на серьезный конфликт и тем более на выход из коалиции они пойти не могут, поскольку провалятся на внеочередных выборах. Настоящие проблемы премьер-министра Кэмерона — в его собственной партии, толкающей его на конфликт с Европой.
«Внешнему наблюдателю трудно понять, почему в столь зависящей от Европы Великобритании так хотят коллапса еврозоны. Но все это объясняется десятилетиями политической кампании британских консерваторов-евроскептиков, которые с самого начала были радикально настроены против ЕС и которые в свою очередь оказали огромное влияние на новое поколение политиков, пришедших в парламент на последних выборах», — сказал в интервью «МН» Ричар Уитмен.
Не случайно именно сейчас британские евроскептики воспряли духом и подняли голову, а их число в парламенте растет. На протяжении многих лет, даже когда европейская валюта представлялась несомненным успехом, они убеждали всех, что введение евро — это ошибочный проект и что в один прекрасный момент этот валютный союз рухнет.
«Теперь они полностью убеждены, что все их политические предсказания сбылись. Британские евроскептики окончательно утвердились в своем убеждении, что Евросоюз в тупике. Для них это почти идеологическая догма. Так что нынешняя ситуация для них — это не возможность помочь партнерам по ЕС, а наилучший момент для того, чтобы воткнуть им нож в спину, чтобы в конце концов увидеть Великобританию вне Евросоюза», — говорит Ричард Уитмен.
Пока что европейские партнеры Лондона ножа в спине не чувствуют, а французский президент Николя Саркози даже выразил надежду на то, что Великобритания все-таки присоединится к европейским усилиям по спасению евро. Тем не менее нынешний отказ Лондона выделить средства МВФ выглядит особенно вызывающим, учитывая то, что к схеме присоединились европейские страны, которые так же, как и Великобритания, не входят в еврозону, — Польша, Чехия, Дания и Швеция.
Официально британские власти мотивировали отказ присоединиться к программе МВФ тем, что, по мнению Лондона, подобное увеличение бюджета фонда должно быть частью более широкого процесса, в который должны быть вовлечены все страны «двадцатки», в том числе и Россия.
«Британия всегда готова рассматривать вопрос о выделении дополнительных средств МВФ, но в рамках глобального соглашения и имея в виду глобальную роль фонда», — заявил британский министр финансов Джордж Осборн.
«Это всего лишь политическое прикрытие. То же самое, что сказать соседу, у которого горит дом: «Знаешь, дорогой друг, я подожду, пока пламя еще поднимется. Вот когда совсем горячо станет, тогда я, может быть, тебе помогу», — заявил в беседе с «МН» эксперт британского Королевского института международных отношений Ричард Уитмен.
Александр БАРАНОВ