Реализация норм «Базеля III» — это цепочка действий, которые к 1 января 2019 г. приведут банковскую сферу стран, подписавших соответствующие документы, к новым стандартам. Есть государства, которые реализуют требования «Базеля III» досрочно. Мы будем выдерживать те процедуры и последовательность, которые предусмотрены международным соглашением. В нашем случае нет необходимости в опережении. Если
Система банковского регулирования подвержена некоему движению по спирали. Сейчас мы находимся на третьем витке развития системы банковского регулирования. «Базель I», соответственно, первый уровень — это достаточно консервативный подход в международном регулировании. В «Базеле II» явно прослеживаются нотки либерализма, ориентация на систему управления рисками и задачи, которые должны решать сами банки. Результат кризиса — это то, что бархатные ноты в системе регулирования в значительной степени уходят, снова возвращаются тона обязательности и масштабная система требований. Я не могу исключить, что через какое-то время мы снова возвратимся к оценке качества систем управления рисками.
Нашим банкам не стоит забывать и о том, что международные рекомендации не только не исключают, но и предполагают, что национальный регулятор, зная особенности и специфику функционирования банковской системы, специфику рисков, их профилей, концентрации, дополняет международную линию регулирования своими подходами к регулированию и оценками тех требований, которые необходимо предъявить банкам для обеспечения устойчивости системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Концентрация внимания национального регулятора на транспарентности банковского бизнеса и на ответственности за качество принимаемых решений и достоверность информации о характере этих решений — это центральная тема нашего локального регулирования. Она прослеживается в тех проектах нормативных документов, которые Банк России разрабатывал, разрабатывает и в моем понимании будет продолжать эту линию развивать, постольку поскольку без повышения уровня ответственности и без обеспечения прозрачности банковского бизнеса реализация никаких самых продвинутых международных рекомендаций не скажется настолько эффективно, насколько оно должно сказаться на обеспечении устойчивости банковского сектора.
Приняты новые обязательные нормативы [поправки к инструкции 110-И «Об обязательных нормативах банков». — «Ведомости ФОРУМ»], в соответствии с которыми изменяется порядок расчета норматива достаточности капитала. Я надеялся, что банковское сообщество будет аплодировать им, но этого не случилось, надеюсь, что мы все-таки дождемся этого. В любом случае работа над определением границ, где заканчивается и где начинается повышенный риск, где заканчивается и начинается, соответственно, нетранспарентность, не закончена, пусть даже это документ действующий. Мы будем вместе с банковским сообществом искать оптимальные решения повышения оценки рисков и выделения зон, которые не являются зонами повышенного риска.
Нет рынка без риска, поэтому регулятор не против рисков, речь идет о качественном управлении ими. Мне кажется рискованным тезис о том, если банки будут больше кредитовать и, соответственно, брать больше рисков, это будет стимулировать экономический рост. Как известно из военных действий исторического прошлого, когда авангард впереди, а арьергард отстает, кушать нечего и отдохнуть нельзя. К чему это приводит, мы очень хорошо можем видеть сейчас во время кризиса. Поэтому вопрос не в том, что регулятор ограничивает динамику роста и тормозит развитие, тем более что это не подтверждается статистикой — весьма впечатляющей динамикой роста кредитования, особенно в III квартале этого года. Дело в том, как соотносится качество управления рисками с профилем и уровнем рисков. А для того чтобы проводить экспертизу, необходима пресловутая прозрачность. Потому что, как известно, в темноте происходят всякие неприятные вещи.
Казалось бы, меня уже ничем нельзя удивить, но век живи — век учись. В отношении некоторых банков в уходящем году были сделаны неприятные открытия. Мы должны учиться решать проблемы, которые есть в системе с точки зрения качества управления, управления рисками, корпоративного управления. Пока уровень ответственности тех, кто принимает решения в некоторых кредитных организациях, зачастую недостаточный для того, чтобы удержать людей от поступков, за которые потом приходится краснеть. Я не знаю, краснеют ли эти люди, но мы за них краснеть вынуждены.
По поводу следующего года я исхожу из того, что на рынке есть постоянные флуктуации, они носят внешний и внутренний характер, и к ним нужно быть не просто готовыми, это реальная жизнь, и ситуация здесь — как в полете. Никто не нервничает, не убивается, когда командир корабля говорит о том, что наш самолет попал в зону турбулентности, пристегнитесь, а к выходу мы вас пригласим. Все исходят из того, что будет посадка и будет выход — и все будет в порядке. В банковской сфере пристегнуться в хорошем смысле этого слова означает, что надо иметь достаточный капитал, достаточную ликвидность, чтобы и следующий год тоже оказался не менее удачным, чем нынешний.
Алексей Симановский
Родился в 1955 г. в Москве. В 1978 г. окончил Московский финансовый институт. В 1978—1981 г. — экономист, старший экономист управления финансирования местного хозяйства и транспорта Минфина РСФСР. В 1981—1986 гг. — начальник финансового отдела «Росавтотехобслуживание». В 1986—1992 гг. работал в Госбанке СССР. В 1992—1996 гг. — заместитель начальника ГУ Банка России по г. Москве. В 1996—2011 гг. — директор департамента, с 12 сентября 2011 г. — заместитель председателя Банка России.
Что поменялось
Поправки ЦБ к методике расчета норматива достаточности капитала Н1 заключаются во взвешивании некоторых групп активов под 150% вместо 100%.
Кредиты юридическим лицам (включая SME), если их рейтинг, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже В по классификации рейтинговых агентств Standard & Poors или Fitch Ratings, либо В2 по классификации рейтингового агентства Moodys Investors Service, а также национальных рейтинговых агентств:
— на покупку ценных бумаг;
— на покупку уставного капитала других юрлиц;
— на покупку недвижимости;
— на рефинансирование займов от третьих сторон (за исключением от банковских организаций);
— выдача кредита с переводом денег на расчетный счет клиента в другом банке;
— клиентам из офшорных зон вне зависимости от рейтинга клиента.
Кредиты физическим лицам в иностранной валюте вне зависимости от размера кредита.
Алексей СИМАНОВСКИЙ
Автор — заместитель председателя Банка России