К Новому году банки получили неприятный сюрприз. С 1 января информация обо всех проходящих в банках проверках, санкциях за административные правонарушения, а также о введенных запретах на вклады будет доступна широкой общественности на сайте Центробанка. Таким образом регулятор исполнил закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации». Столь не характерная ни для банков, ни для ЦБ открытость может шокировать клиентов, привести к оттоку средств и усугубить ситуацию с ликвидностью, предупреждают банкиры. Разработчики закона в ответ советуют работать так, чтобы шокировать клиентов было нечем.
Вчера Центробанк опубликовал в «Вестнике Банка России» перечень инсайдерской информации, которая с 1 января 2012 года подлежит раскрытию на официальном сайте ЦБ. Как следует из этого документа, с нового года неограниченному кругу лиц станет доступен широкий круг ранее закрытых сведений. При этом раскрытием на сайте Банка России данных о введении в отношении того или иного банка столь жесткой санкции, как запрет на привлечение вкладов, дело не ограничится. Секретом перестанут быть еще и сведения обо всех проводящихся в банках проверках, частично их результатах, а также данные о привлечении банка или его руководителя к административной ответственности, например, за нарушение антиотмывочного законодательства.
Такой транспарентности в отношении неограниченного круга лиц ни регулятор, ни поднадзорные ему банки не проявляли никогда. Впрочем, это не заслуга Центробанка. Он действует во исполнение закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации», вступившего в силу с 1 августа. В нем предусмотрена обязанность ЦБ составить перечень инсайдерской информации и публиковать обозначенные в нем сведения по конкретным банкам. Вносителем проекта этого закона на сайте Госдумы значится правительство. Инициатором и активным участником его разработки является ФСФР. Автором же большинства норм, касающихся банков, участники законодательного процесса называют депутата Госдумы шестого созыва, главу комитета по финансовому рынку Госдумы пятого созыва Владислава Резника.
У большинства опрошенных «Ъ» банкиров предстоящие изменения вызвали серьезные опасения. «В целом борьба за открытость — это хорошо и правильно, однако не всякая открытость приводит к позитивным последствиям,— выразил распространенное среди банкиров мнение и. о. предправления СБ-банка Андрей Егоров.— Ряд сведений, перечисленных в перечне ЦБ, например о проведении в банке внеплановой проверки, может иметь неоднозначную трактовку у клиентов и контрагентов банков, что грозит осложнением отношений на межбанке и даже оттоком клиентских средств». В конечном итоге все это может привести к росту недоверия к банкам и негативно отразиться на их ликвидности, а ситуация с ликвидностью сейчас и так очень непростая, резюмировал он. «Вообще, в ситуации с финансовыми посредниками, на мой взгляд, правильно исходить из принципа: деньги любят тишину,— говорит и замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.— Раскрытие сведений о пусть даже официальных действиях, которые проводят в отношении банков госорганы, будь то ЦБ или следственные органы, чревато серьезными недоразумениями. Например, по моим субъективным ощущениям, раскрытие информации о применении к тому или иному банку мер воздействия со стороны регулятора ускоряет его конец и ухудшает итоговое финансовое состояние». Конечно, можно постепенно приучить рынок к наличию такой информации, но на первых порах ее раскрытие сопряжено с серьезными рисками, резюмировал господин Мельников.
Получить комментарии самого Центробанка об эффекте раскрытия до сих пор закрытой информации вчера не удалось. Однако судя по формулировкам, использованным в перечне инсайдерской информации, видно, что при его составлении регулятор осторожничал.
Так, хотя закон прямо относит к инсайдерской информации Банка России информацию о результатах проверок банков, формулировка, использованная ЦБ, выглядит достаточно обтекаемой. Из нее следует, что Банк России будет раскрывать «указание на возможность использования результатов проверки при принятии Банком России в отношении кредитной организации (ее филиала) решения, предусмотренного законодательством РФ». В отношении публикации сведений о санкциях к банкам по КоАП регулятор, видимо, тоже пока не определился, готов он выдавать нарушителей с именами или нет. По мнению банкиров, учитывая, что большая часть санкций по КоАП применяется к банкам за в основном технические нарушения антиотмывочного законодательства, публикация фамилий нарушителей еще больше усугубит и без того непростую ситуацию с кадрами в этой области. Напомним, после того, как ЦБ, следуя требованиям КоАП, стал штрафовать банки и банкиров за такие нарушения, банки столкнулись с оттоком квалифицированных кадров в области борьбы с отмыванием.
Впрочем, не все участники рынка склонны драматизировать ситуацию. «Эта мера будет способствовать повышению прозрачности банковской системы, если будет использоваться ко всем банкам одинаково, а не избирательно,— заявил предправления Юниаструм-банка Евгений Туткевич.— Мы живем в эпоху информационной прозрачности, когда вся информация доступна в интернете. Я считаю, что этого не нужно бояться». Сам Владислав Резник заявил «Ъ» следующее: «Я бы рекомендовал банкам соблюдать законодательство и требования Банка России, тогда у них не будет оснований опасаться негативной реакции вкладчиков и контрагентов, потому что последним попросту не на что будет реагировать».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА