С МСФО пришлось ждать долго. Законопроект «О консолидированной финансовой отчетности» обсуждался в Госдуме еще с 2004 г. Тогда он уже был готов к принятию, рассказал на финансовом форуме директор департамента Минфина Леонид Шнейдман. Он мог бы заработать еще с 2005 г., но правительство решило не торопиться и получше подготовиться к переходу на международные стандарты. В результате закон был принят лишь в июле 2010 г. В начале этого года правительство утвердило порядок признания МСФО, а в конце ноября Минфин наконец ввел международные стандарты в действие. МСФО станут обязательными для банков, страховщиков, публичных компаний и эмитентов облигаций.
Первый отчет по МСФО нужно будет предоставить в 2013 г. за 2012 г. Компании, использующие стандарты US GAAP или разместившие на бирже только облигации, получили отсрочку — первый отчет по МСФО они могут подать только за 2015 г. Также предстоит подготовить специальный порядок предоставления публичной консолидированной отчетности оборонных предприятий. Впервые начнут составлять отчетность по МСФО немногие крупные российские компании, уже сейчас около 65% крупнейших российских компаний пользуются международными стандартами.
Отчетность по отдельным юрлицам без контролируемых организаций будет подаваться по РСБУ, а МСФО применяются для консолидированной отчетности. Оба комплекса стандартов будут использоваться параллельно. У них есть принципиальное отличие, объясняет юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Игорь Шиков: многие позиции оцениваются не по подтвержденной документами стоимости, а по принципу «честной цены» (fair value) активов на рынке. То есть компаниям, которые перейдут на МСФО впервые, придется учиться оценивать себя самостоятельно. Повысятся и затраты на аудит.
Правда, о национальных стандартах никто забывать не собирается. Все компании, которые перейдут на МСФО, по-прежнему должны будут подавать отчетность и по РСБУ. Налогообложение также будет происходить по российской системе отчетности. Разумеется, Россия не будет отказываться от национальных стандартов, но они постепенно будут приведены в соответствие с международными, пояснил Шнейдман, часть международных стандартов будут заимствованы полностью — например, по учету обесценения активов или инвестиционной недвижимости. Но по некоторым вопросам бухгалтерского учета принимать национальные стандарты нецелесообразно, заметил он. Тем более что в некоторых аспектах МСФО не проработаны, считает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова: например, в вопросах наличности российская система отчетности лучше.
Больше прозрачности?
Все больше стран делают выбор в пользу МСФО, рассказал на финансовом форуме «Ведомостей» вице-президент комитета по МСФО Иэн Макинтош: это не только европейские экономики, но и Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, ЮАР, Канада. Более 120 стран уже ввели у себя стандарты МСФО или разрешили их применение. О намерении присоединиться к МСФО говорит и Китай, активная работа идет в странах Южной Америки. До конца года решение об использовании МСФО должны принять США.
России необходимо переходить на МСФО, уверял Макинтош, ведь она все активнее интегрируется в мировую экономику и выходит на международные рынки, значит, ей надо говорить на международном языке финансовой отчетности и играть по общим правилам. Но МСФО лишь один элемент головоломки, предупредил он: правительству необходимо контролировать постоянное соблюдение стандартов, а российским компаниям — внедрять лучшие корпоративные практики.
Сертифицированный директор Института независимых директоров Великобритании Ольга Высоцкая согласна, что МСФО — это один из элементов приближения российских компаний к западным стандартам ведения бизнеса, способ укрепить доверие инвесторов, особенно иностранных, к отчетности российских компаний. Отношение российского бизнеса к МСФО изменялось вместе с эволюцией российского инвестиционного климата, отметила она. Зачастую именно переход на МСФО становился драйвером изменений к лучшему внутри самих компаний. В компании должна быть выстроена корпоративная культура, четкая организационная структура без пересечения зоны ответственности менеджмента, необходим взвешенный подход к работе с персоналом и системе мотивации — значение человеческого фактора при составлении отчетности по-прежнему велико. Все эти элементы сейчас лишь формируются в российской бизнес-среде. Если хотя бы один из них отсутствует, риски для инвесторов будут слишком высокими — и даже отчетность по международным стандартам может быть подвергнута сомнениям, резюмировала Высоцкая.
Говоря об МСФО, стоит обращать внимание не на форму, а на содержание, согласна и Трофимова: это действительно вопрос корпоративного управления, а проще говоря, чистоплотности компании. Процесс составления отчетности и аудита — один из наиболее творческих в финансовом мире, отметила Трофимова, поэтому важно сформировать единый подход и в аудите, стандарты нередко применяются различными аудиторскими компаниями по-разному.
Сейчас рынки, как никогда, волатильны, стоимость активов может меняться очень быстро, поэтому при принятии, например, кредитных решений необходимо оперировать как можно более свежими данными. Отчетность должна становиться все более приближенной к настоящему времени, можно было бы ставить на отчетах срок годности, как на продуктах питания, чтобы не иметь дело с несвежей отчетностью, предложил директор финансового департамента «Базэла» Александр Лукин.
МСФО — как демократия, перефразировал слова Уинстона Черчилля заместитель главного бухгалтера «Лукойла» Игорь Козырев: никуда не годятся, но ничего лучше еще никто не придумал. Претензии к отчетности и различным стандартам подтверждают, что финансовый мир пришел к кризису учета в целом, считает он. Все менее понятно, как достоверно оценить ситуацию в компании: например, капитализация Microsoft — около $300 млрд, а активы — примерно $3—4 млрд, т. е. отчетность отражает всего 1% стоимости — и таких компаний тысячи. У добывающих компаний обратная проблема, рассказал он: например, капитализация «Лукойла» — около $30 млрд, а чистые активы — примерно $60 млрд. До сих пор непонятно, что считать «честной ценой»: на пике пузыря или в нижней точке кризиса. Компании все дальше уходят от базовых принципов финансовой отчетности, добавляет он: достоверная отчетность должна быть своевременно предоставлена подготовленному и заинтересованному пользователю. И достоверность вызывает вопросы, и своевременность вызывает вопросы, а пользователю все сложнее ознакомиться с результатами деятельности компании, перечислял Козырев: все чаще отчетность занимает 300—400 страниц, а в таком объеме информации можно спрятать все, что угодно.
Помимо проблемы достоверности и креативности в составлении отчетности по МСФО российские предприятия могут столкнуться и с нехваткой квалифицированных бухгалтеров и аудиторов. Сейчас в России только создаются условия для работы на основе МСФО, признал Шнейдман: квалифицированных специалистов мало как среди бухгалтеров и аудиторов, так и в контролирующих госорганах. Издержки перехода действительно могут быть высокими, признают юристы и аудиторы, опрошенные «Ведомостями»: требуется соответствующее обучение персонала, изменение информационных систем, создается масса дополнительных организационных и технических сложностей, возрастает стоимость аудита. Козырев, председатель Национального совета по стандартам финансовой отчетности (НСФО), пообещал на конференции, что этот вопрос будет обсуждаться.
Маргарита ЛЮТОВА