В июле Банк России начнет принимать ходатайства о включении банков в систему электронных срочных платежей. Ее запуск позволит кредитным организациям проводить расчеты в режиме реального времени. Сами банкиры между тем признаются, что
С 23 июля Банк России вводит в постоянную эксплуатацию систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Соответствующий приказ глава ЦБ Сергей Игнатьев подписал в минувшую среду. Со следующей недели банки смогут подать в ЦБ ходатайство о включении в систему и через месяц-полтора начать ею пользоваться. «Если сейчас платеж достигает получателя в течение дня внутри одного региона либо на следующий день, если платеж межрегиональный, то участие в системе БЭСП позволит банкам проводить клиентские платежи за считанные минуты»,— пояснил вчера господин Игнатьев преимущества нововведения.
Через действующую сейчас расчетную систему Банка России ежегодно проводится 700 млн платежей на сумму порядка 300 трлн руб., или около 60% всех безналичных платежей в России. Расчеты в ней осуществляются несколькими рейсами в день, что увеличивает сроки прохождения платежей. Ее пользователями являются все российские банки.
Представляя новую систему, глава ЦБ отметил, что подключение к БЭСП не предполагает отказа от существующей системы расчетов несколькими рейсами в день. Оговорка эта сделана не случайно — по признанию зампреда Банка России Татьяны Чугуновой, новинкой, скорее всего, воспользуются только 10—20 крупных банков, на которые, правда, приходится порядка 90% всех безналичных расчетов. Дело в том, что система БЭСП изначально рассчитана на крупные банки, в которых сосредоточены крупные клиенты, готовые платить повышенный тариф за новую услугу. Кроме того, стать участником системы сможет кредитная организация, прошедшая проверку на соблюдение обязательных резервных требований ЦБ и не имеющая просроченных обязательств. Остальные банки будут пользоваться старым порядком расчетов.
Впрочем, банкиров «отсеченность» от передовых технологий не огорчила. «Себестоимость услуг ЦБ для банков по рейсовым платежам составляет порядка 8 рублей за одну платежку, с учетом комиссии банка тариф для клиентов — в среднем 10 рублей,— объяснил руководитель операционного блока Бинбанка Кирилл Любенцов.— Тарифы ЦБ за срочные платежи в три раза выше — 25—30 рублей, значит, и клиент заплатит за срочность в три раза больше. Мелкие же клиенты проводят большое количество платежей на небольшие суммы, поэтому платить повышенный тариф за срочность им в большинстве своем может быть невыгодно».
В связи этим участники рынка отмечают, что и для крупных банков проблемы срочных платежей новая расчетная система ЦБ не решит. «Если банк отправителя платежа в Москве является участником БЭСП, а банк получателя в регионе — нет, никакого ускорения клиент не получит,— считает зампред правления Абсолют банка Дмитрий Ларин.— Таким образом, срочные платежи возможны лишь между банками -участниками системы, и глобальной ее назвать нельзя даже внутри России». По признанию самих банкиров, проблему можно решить через перевод банком срочного платежа в свой же филиал, расположенный в регионе банка -получателя, а там воспользоваться внутрирегиональным рейсовым платежом, что несколько ускорит процедуру. Однако, по признанию представителя крупного федерального банка, «в этом случае непонятно, зачем вводить такую систему, чтобы банк за свои же деньги придумывал, как ускорить ее работу».
Кроме того, по словам банкиров, несмотря на длительный срок разработки новой системы, нет окончательного варианта программного обеспечения. Поэтому, как заявили Ъ сразу в нескольких крупных банках, «несмотря на все плюсы новшества, мы не будем торопиться с его использованием».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА