Сбербанк может выйти на рынок электронных денег через покупку оператора электронных денег RBK Money. Как стало известно «Маркеру», госбанк ведет переговоры о покупке компании с ее основном владельцем — группой «Онэксим», которую контролирует бизнесмен и политик Михаил Прохоров. Говоря о возможной стоимости сделки, эксперты не исключают, что цена будет несколько выше рыночной.
В RBK Money подтвердили, что Сбербанк проявляет интерес к оператору электронных денег, отказавшись комментировать ход и результаты переговоров. «RBK Money является привлекательным активом, за год оборот средств, проходящих через систему, вырос в 10 раз», — отметил представитель компании. Источник в «Онэксим» сообщил, что сделка со Сбербанком может быть заключена до конца года: «До конца декабря все решится: либо владельцы RBK Money договариваются со Сбербанком и продают компанию или развивают этот ресурс самостоятельно». Комментарий Сбербанка получить не удалось.
RBK Money, ставшая первых системой электронных платежей в России (создана в 2002 году), до апреля 2008 года работала под торговой маркой Rupay. Первоначально система работала в России и на Украине: расчеты осуществлялись в рублях, гривнах и долларах США. После 2007 года единой учетной единицей стал эквивалент российского рубля. После покупки Rupay группой РБК система была переименована в RBK Money. Платежная платформа позволяет проводить расчеты, используя электронные деньги, банковские карты, мобильные платежи или услуги онлайн-банкинга.
О планах по выходу на рынок электронных денег в последнее время заявляли многие банки, в том числе Альфа-банк, Промсвязьбанк и Росбанк. Эти банки предполагали развивать собственные платежные системы, предпочтя данный вариант покупке действующего игрока. Сбербанк же, напротив, всегда старается сократить время завоевания рынка путем приобретения действующего игрока.
Чтобы выйти на рынок товарных кредитов Сбербанк приобретает у Cetelem — банк «БНП Париба Восток». Вместо создания собственного инвестиционного банка, Сбер приобрел в этом году инвесткомпанию «Тройка Диалог». Для выхода на европейский банковский рынок крупнейшая российская кредитная организация купила Volksbank International. А для развития рынка private banking Cбербанк приобрел на прошлой неделе швейцарскую банковскую дочку «Лукойла» — SLB Commercial Bank (за $80,6 млн).
Для Сбербанка нынешняя попытка приобретения системы электронных денег не первая. Ранее сообщалось о его переговорах с одним из лидеров на рынке электронных платежей компанией «Яндекс.Деньги». «Тогда банк Германа Грефа был не единственным претендентом. Но стороны так и не пришли к согласию по цене», — отмечает источник в банке.
Интерес Сбербанка к рынку электронных денег понятен. Согласно оценкам экспертов, в 2010 году объем пополнений электронных кошельков в России вырос на 75% и составил около 70 млрд руб. По прогнозам экспертов, к концу 2011 году эта сумма достигнет как минимум 140 млрд рублей. Количество активных пользователей электронных денег в России в прошлом году увеличилось на 50% по сравнению с 2009 годом. В прошлом году насчитывалось около 30 млн. открытых электронных кошельков. В этом, по прогнозам президента национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаила Мамуты, рост их числа составит 70—80%. Основными игроками на рынке являются «QIWI Кошелек», WebMoney, «Яндекс.Деньги» и компании, связанные с мобильной коммерцией (контролируют более 90% рынка). У лидеров рынка электронные деньги к оплате принимают около 2—4 тыс. интернет-магазинов. Основной статьей дохода операторов электронных денег являются комиссионные, уплачиваемые пользователями при трансакциях.
К тому же выход на рынок электронных денег для банков — способ привлечения новых клиентов и повышения лояльности существующих, добавляет аналитик аналитического агентства «Инвесткафе» Никита Игнатенко. Намерение самих операторов продать бизнес во многом обусловлено принятем закона «О национальной платежной системе», согласно которому до 1 октября 2012 года они должны стать небанковской кредитной организацией (НКО), получив соответствующую лицензию в Центральном банке. Для такого небольшого оператора электронных денег как RBK Money сложно будет обслуживать собственную кредитную организацию, отмечает президент НАУМИР Михаил Мамута: «Считаю, продажа стратегу для RBK Money — разумная политика». «Кроме того для Онэксима RBK Money не профильный актив — поэтому владельцы и решили его продать», — добавляет источник в компании.
Говоря о возможной стоимости сделки, эксперты указывают, что она будет не от рыночных показателей, а от баланса спроса и предложения и желания. Учитывая, что предложение существенно ниже, чем спрос, Михаил Мамута не исключает, что цена будет «несколько выше справедливой рыночной». Сегодня банки рассматривают подобный актив не с точки зрения стоимости самого продукта, а как входной билет на рынок электронных денег.
Конкурентоспособность оператора, находящегося под контролем крупного банка, будет зависеть от того, как в дальнейшем его собственник будет развивать проект. «Привлечь клиентов сегодняшних лидеров — «Яндекс.Деньги», WebMoney — будет сложно. Учитывая потенциал роста рынка, следует делать ставку на новых пользователей, выстраивая правильную стратегию развития», — говорит Мамута.
Татьяна ШИРМАНОВА