Среднестатистический россиянин потратит на празднование Нового года 6953 руб. — на 12,7% больше, чем в прошлом году, выяснил ВЦИОМ, опросив 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 регионах России.
Самой весомой статьей расходов остаются подарки близким и друзьям, на которые респонденты собираются потратить 2497 руб. Это на 13,5% больше, чем в прошлом году (2200 руб. по результатам опроса в 2010 г.). Чуть дешевле обойдется новогодний стол — 2417 руб. (2141 руб. в 2010 г.). Расходы на детские елки и другие представления, посещение ресторанов увеличились до 2040 руб. с 1826 руб. год назад.
Списать прирост на повышение цен в этом году не получится — официальная инфляция по итогам года может не намного превысить 6%. Причина — в потребительском оптимизме и готовности тратить, решили исследователи рекрутингового портала Superjob.ru. По данным их опроса (3000 респондентов в 275 населенных пунктах), наступающие праздники будут самыми щедрыми за последние три года: если два года назад новогодний бюджет планировали увеличить всего 14% участников опроса, в 2010 г. — 19%, то в нынешнем году — 27%. 9% респондентов заявили, что собираются потратить более 10 000 руб. — в прошлом году подобную щедрость продемонстрировали лишь 6% опрошенных. «Время идет, и вещи дорожают», «появилось больше возможностей», объясняют участники опроса. Растет и стоимость приобретаемых подарков.
В реальности расходы на праздник могут оказаться еще выше. Январский опрос ВЦИОМ каждый год показывает, что реальные траты на праздник оказываются больше запланированных. В этом году, например, россияне признавались, что потратили на празднование Нового года в среднем 7466 руб. — на 21% больше, чем планировали (6168 руб.).
Для владельцев магазинов предновогодние недели становятся самым горячим периодом года. В декабре продажи «Азбуки вкуса» будут на 60% выше, чем в среднем за месяц, и на 45% выше, чем в ноябре, говорит представитель сети Игорь Ядрошников. При этом, по его словам, самый сильный рост продаж ожидается в категории алкоголя (на 99% в декабре по отношению к ноябрю), в том числе в сегменте игристых вин — на 380%. Продажи кондитерских изделий могут вырасти на 86%, свежих овощей, ягод и фруктов — на 35%, деликатесов — на 28%.
Родители в этом году потратят на подарки для своих детей в среднем на 5—7% больше, чем в прошлом, говорится еще в одном исследовании, проведенном сетью магазинов «Детский мир». По данным этого исследования, активнее всего увеличат траты в крупных российских городах — Санкт-Петербурге (+12%), Нижнем Новгороде (+11%) и Новосибирске (+6%). В Казани и Москве траты на игрушки вырастут примерно на 4%, но при этом размер потраченной на новогодние подарки суммы в столице будет значительно выше (на 25—30%), чем в российских городах.
Главный детский подарок — это игрушки, на них в предновогодний период приходится больше половины товарооборота сети, напоминает представитель «Детского мира» Елизавета Тотунова. По ее словам, в последний год спрос заметно растет на сложные интерактивные подарки — детские компьютеры, интерактивных, «почти как живых», попугаев, кошек, собак, кукол.
В целом наиболее популярными вариантами новогодних подарков, по данным ВЦИОМ, остаются сувениры (31%), конфеты, деликатесы и алкоголь (29%), игрушки (25%), парфюмерия, косметика и бижутерия (23%).
Мечтать — по-крупному
Но и сами дарители теперь мечтают совсем о других подарках. Самыми желанными в этом году стали деньги (15% против 10% год назад). Респонденты также хотели бы найти под елкой парфюмерию, косметику и бижутерию (11%), сувениры, конфеты и деликатесы (по 9%), ювелирные украшения, турпутевку (по 8%), автомобиль, фото-, аудио- и видеотехнику (по 7%), мобильный телефон (6%).
Александра КРЕКНИНА