Ошибаться в прогнозах капитального счета платежного баланса на порядок — многолетняя традиция для представителей российских экономических властей. Не стал исключением и 2011 год, когда на фоне роста среднегодовой цены нефти на 44% РФ может покинуть более $80 млрд, как доказывает статистика, не иностранного, а отечественного капитала. Можно объяснять происходящее и европейским кризисом, и политическими рисками, но фундаментальная причина оттока (и в этом правы представители ЦБ) — состояние внутреннего инвестиционного климата. В отсутствие качественных рыночных институтов и развитого внутреннего финансового рынка капитальный счет будет оставаться постоянной головной болью для экономики.
Хотя перетоки капитала фактически перестали регулироваться ЦБ с 2003 года, датой полной либерализации капитальных операций в РФ можно считать 1 июля 2006 года: резиденты получили право свободного открытия счетов за границей; были сняты ограничения на валютно-обменные операции; отменено резервирование. С этого времени (впрочем, как и до этого) представителям российских экономических властей ни разу не удавалось хоть сколько-нибудь точно спрогнозировать состояние капитального счета платежного баланса — хотя бы на ближайшие полгода.
Исключением не стал и 2011 год. Даже после очередных провальных оценок 2010 года, по итогам которого чистый отток капитала составил $33,6 млрд, хотя еще в ноябре ЦБ полагал, что он не превысит $23 млрд, чиновники заверяли: в 2011 году Россия будет тихой гаванью для инвесторов, а Минэкономики прогнозировало, что страну покинет не более $15 млрд при худшем из сценариев. Последняя оценка оттока на конец 2011 года, обнародованная представителями Минфина,— $85 млрд (очередной исторический максимум, не считая пикового оттока — $133 млрд в кризисном 2008 году), но и она на фоне продолжающихся политических баталий может оказаться заниженной.
Конечно, можно говорить о том, что уходящий год был уникальным — как с экономической, так и с политической точки зрения. Можно приводить огромное количество «событийных» объяснений ускорившемуся оттоку при непрерывно растущей цене нефти Urals. Главный вывод из происходящего заключается в одном: либерализация капитального счета пока не принесла ощутимых выгод российской экономике, а огромная непредсказуемая волатильность и структура финансовых потоков капитального счета платежного баланса РФ остаются потенциальной угрозой для финансовой стабильности страны.
По данным Банка международных расчетов, чистый приток частного капитала в развивающиеся рынки, к которым относится и Россия, увеличился с $300 млрд в год в 1996 году до $1 трлн в 2007 году. Пик притока пришелся на 2006—2007 годы, после чего случился резкий отток, который стоил ЦБ порядка $200 млрд. Выгоды и издержки интеграции рынков капитала в современном мире были и продолжают оставаться темой для дебатов среди ученых и политиков. Основной идеей отмены контроля капитальных потоков является упрощение доступа к иностранным сбережениям. В теории это должно помочь стране стимулировать производительные инвестиции, тем самым увеличив будущие доходы, и с лихвой окупить стоимость финансирования. Но это лишь в теории, которая имеет минимальное отношение к российской действительности.
Алексей ШАПОВАЛОВ