С инфляцией последнее время творится нечто непривычное, но приятное — она падает. Накопленная инфляция с начала года по ноябрь составила 5,6%. Это все еще в 2 раза выше уровня ЕС (2,7%), но для России является большим достижением. И это меньше многих наших конкурентов из развивающегося мира — Бразилии (6%), Казахстана (7%), Турции (9,8%) и, уж конечно, Белоруссии (9,8%).
Если считать не накопленную с начала года инфляцию Росстата, а инфляцию за последние 12 месяцев — как это принято в мире — то оказывается, что она снизилась с почти 10% в начале года до 7,2% в октябре, 6,8% в ноябре и 6,4% — на 19 декабря, подсчитал Центр развития (ЦР). Банк России настолько уверен в том, что рост цен продолжит замедляться, что даже снизил на прошлой неделе ставку рефинасирования.
Почему же инфляция не растет? ЦР говорит: «Инфляция «уперлась» в пустые кошельки». Суть проблемы в том, что россияне в 2011 году не богатели. Хотя зарплата за январь-ноябрь 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 11,2%, но реальные располагаемые денежные доходы (т.е. доходы, из которых вычли обязательные платежи, и которые затем скорректировали на рост потребительских цен) подросли лишь на 0,2% — т. е. практически не выросли. Если упрощенно описывать эту ситуацию, то в уходящем году весь небольшой рост зарплат был съеден ростом тарифов.
Гипотезу о том, что кошельки россиян перестали толстеть, и потому продавцы просто не могут поднимать цены, подтверждают следующие данные — спад потребительского кредитования (с месячного прироста 3,7% в июле до 2,6% в октябре) и спад темпов роста розничного товарооборота с 1,3% в августе до 0,5% в октябре.
В общем, рост цен наконец-то обуздали, но радости нет.
Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ