Именно такой вариант сейчас представляется наиболее предпочтительным в рамках обсуждения на рабочей группе по созданию международного финансового центра (МФЦ) в России. Об этом рассказал один из участников группы и подтвердил ее руководитель Александр Волошин.
Изначально в рамках работы группы обсуждалась идея создания особого финансового суда в системе общих судов или особого состава судей в арбитражных судах — перспективы и того и другого не очень ясны, рассказывает предправления НАУФОР Алексей Тимофеев. Рассматривался вариант экстерриториальности суда, как это сделано в некоторых финансовых центрах мира, где суды работают по английскому праву, признает Волошин. Но от этого варианта отказались еще несколько месяцев назад.
Вариант третейского суда поддерживает и председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. «Мы не пришли к единому мнению о необходимости создания такого специализированного суда в нашей системе — пока мы останавливаемся на идее создания специального третейского суда для финансового центра, именно третейского, не входящего в нашу систему», — говорил Иванов Российскому агентству правовой и судебной информации. Также надо предусмотреть облегчение обжалования решений такого суда, чтобы решения по финансовым спорам быстро вступали в силу, в цепочке обжалования решений такого суда можно оставить только Федеральный арбитражный суд Московского округа и надзор в ВАС, предлагает Иванов. Также, по его мнению, необходим такой список арбитров, который будет понятен иностранным контрагентам. Волошин убежден, что можно создать квалифицированный и пользующийся доверием третейский суд, в том числе и с приглашением экспертов мирового уровня. И приводит в пример арбитраж при Торгово-промышленной палате, который в свое время имел большой авторитет.
«Создание специального третейского суда — более простое решение, речь может идти об объединении уже действующих на финансовых рынках судов — есть, например, свои суды при НАУФОР, при ММВБ», — поясняет Тимофеев. Эффективность института третейских судов не повысится, пока не изменится вся судебная система, скептичен финансовый омбудсмен Павел Медведев, этот институт может стать хорошим инструментом для разрешения мелких споров с розничными инвесторами: «Я это вижу по аналогичной ситуации в банках».
Маргарита ПАПЧЕНКОВА