Уходящий год в целом был весьма удачным для российских банков. Вплоть до осени росли экономика и потребительский спрос, соответственно и активы банков тоже выросли — большинство получило по итогам года прибыль. Согласно данным Центробанка, за январь-ноябрь кредитные учреждения заработали рекордные 758 млрд рублей против 495,3 млрд рублей годом ранее. Конечно, прибыль не является единственным показателем устойчивости банков. Важно также, за счет чего эта прибыль получена, каковы ее источники и каково качество кредитного портфеля. По моей оценке, модель бизнеса отечественных финансовых организаций не претерпела больших изменений после кризиса 2008 года, и поэтому ей присущи те же риски, что и раньше. Капитал очень скоро станет серьезным ограничителем роста их бизнеса, тогда как доступ к источникам капитала ухудшится. Наверное, многим банкам придется уделять больше внимания рискам, взятым на капитал, и, исходя из этого, строить тактику бизнеса в предстоящем году.
Если оценивать итоги 2011 года для страховщиков, то в уходящем году произошло очень важное событие — придание ФСФР функций регулирования деятельности страховых компаний. Это дает шанс сделать инвестирование страховых резервов более прозрачным и надежным и тем самым способствовать развитию страхования жизни. Теперь задача ФСФР — избавиться от серых компаний и компаний, которые не способны предоставлять конкурентоспособные страховые услуги. Еще одним обсуждаемым событием в уходящем году стало объединение двух ведущих фондовых площадок — РТС и ММВБ. В перспективе российский фондовый рынок может выиграть от этого. Однако эффект будет зависеть от того, насколько менеджменту объединенной биржи удастся реализовать синергетический эффект от объединения: быстро отстроить конкурентоспособные объединенные учетные и расчетные институты, создать творческий корпоративный настрой и мотивацию сотрудников, а также суметь без потерь ликвидности и эмитентов встроиться в международную кооперацию бирж.
Однако если говорить о фондовом рынке вообще, то, чтобы понять, каким он был, стоит посмотреть, сколько первичных размещений активов отечественных компаний состоялось в этом году на российских площадках и сколько за рубежом. Сравните объемы торгов российскими активами на площадках внутри страны и на зарубежных. Что мы видим? Серьезное ухудшение по всем показателям в сравнении с предыдущими годами. В этом смысле для отечественного фондового рынка 2011 год был наихудшим за период его десятилетнего развития. Несколько лет невнятной политики на фондовом рынке привели к тому, что привлечение капитала для отечественных компаний опять стало аутсорсинговой услугой.
Возврат ФСФР законотворческой функции, который сейчас обсуждается, — решение разумное. В 2012 году первейшей задачей будет разработка нормативной базы для реализации принятых в текущем году законов о клиринге, центральном депозитарии, биржах. Второй эшелон задач — это принятие комплекса законодательных и нормативных инициатив, направленных на развитие институтов и аккумулирующих долгосрочные финансовые накопления домашних хозяйств. Я имею в виду пенсионные индивидуальные счета, корпоративные пенсионные счета, страхование жизни. Для этого, в частности, нужно будет решить, наконец, вопросы налогообложения накопительных институтов — эти вопросы хорошо всем известны, но все равно они не решаются многие годы. Было бы также исключительно полезно дерегулировать процесс первичного размещения на отечественных биржах, сделав его конкурентным по сравнению с применяемым на мировых биржах. ФСФР должна весной 2012 года присоединиться к Меморандуму о взаимопонимании и обмену Международной ассоциации регуляторов фондового рынка. Это то, что называется must. От этого зависят признание международным сообществом отечественного рынка регулируемым и приход консервативных институциональных международных инвесторов на российский рынок обыкновенных акций. В 2012 году для тех, кто не успел, этот вход закроется и они будут признаны «не сотрудничающими», тогда стыда не оберешься с нашими потугами на создание международного финансового центра.
Олег ВЬЮГИН
Автор — председатель совета директоров МДМ Банка