Правительство начинает борьбу с коррупцией в госкомпаниях и госбанках. Они должны будут раскрыть информацию о контрагентах и отчитаться о доходах топ-менеджеров и их родственников.
«Совсем оборзели уже!» — ругался председатель правительства Владимир Путин на энергетиков. Из отрасли через офшорные фирмы, зарегистрированные на родственников руководителей компаний, выводятся колоссальные средства, негодовал он на заседании правительственной комиссии по энергетике, нужна ясная структура собственности с реальными акционерами и бенефициарами.
30 декабря появился список поручений правительства к госкомпаниям. За контрагентами госкомпаний, причем не только энергетических, а также доходами топ-менеджеров и их ближайших родственников — супругов, детей и родителей — устанавливается тотальный контроль.
До самых бенефициаров
До февраля госкомпании обязаны обеспечить безусловное раскрытие бенефициаров, в том числе конечных, своих контрагентов. Информация должна быть подтверждена документально и направлена в Минэнерго, Минтранс, Минфин и Минкомсвязь, сказано в поручении.
До 14 января госкомпании и госбанки должны внести во внутренние документы поправки, позволяющие им заключать новые контракты только с контрагентами, согласившимися раскрыть структуру собственности, и расторгать уже заключенные контракты, если контрагенты отказались раскрыться. Если у контрагента сменилась структура собственности, то госкомпании и госбанки обязаны сообщить об этом в министерства и правительство в течение 10 дней. Информация должна быть представлена по всем, даже мелким акционерам контрагентов, сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Распоряжение правительства не обязательно для госкомпаний: решения должны быть оформлены через корпоративные процедуры — через директивы государства членам совета директоров, который должен принять решение об изменении внутренних документов, говорит партнер «Нерр» Илья Рачков, или через изменения в устав. Почему правительство решило действовать через поручения, а не корпоративные процедуры, Песков не объясняет.
Комментировать отношения с контрагентами представители большинства госкомпаний и госбанков отказались. Разговорчивые сотрудники госхолдингов сомневаются, что затребованные данные могут быть предоставлены в указанный срок: число партнеров исчисляется сотнями и даже тысячами. «У нас вся компания будет работать только на эти поручения, объем бумажной работы просто дикий», — жалуется один из собеседников «Ведомостей». Два других надеются, что чиновники либо скорректируют сроки, либо сократят объем информации.
«Даже если контрагентов миллион, придется напрячься и сделать. Фраза «мы не успеваем» — политический приговор», — считает сотрудник еще одной госкомпании. Правительство исходит из того, что поручения будут выполнены в срок, говорит Песков. Жесткие сроки нужны, чтобы не успели за праздники все переоформить, объясняет источник, близкий к одной из госкомпаний.
Некоторые госкомпании уже потребовали от крупных контрагентов раскрыть бенефициаров, говорит сотрудник компании, получившей такой запрос. «Подрядчики заинтересованы работать с госкомпаниями, им придется выполнять условия правительства», — уверен сотрудник одного из госхолдингов.
Проблемы могут возникнуть только у подрядчиков средней руки, у крупных данные о собственниках давно в открытом доступе, считает сотрудник подрядчика из сферы ТЭКа.
Высокопоставленный сотрудник другого госхолдинга опасается исков от тех, с кем его компании придется разорвать отношения. Исполнить требование правительства расторгнуть договоры
Не ясно, как быть с контрагентами, бенефициары которых владеют ими через депозитарные расписки: банки их не станут раскрывать, говорит Рачков: «Да и миноритарии госкомпаний могут пожаловаться на нарушение законодательства — контракты с контрагентами, которые не захотят раскрываться, могут быть более выгодными».
До последнего родственника
От руководителей госкомпаний и госбанков, их заместителей, членов совета директоров и правления, руководителей и замов филиалов и «дочек» правительство также потребовало отчитываться о доходах и имущественных обязательствах. Первые декларации должны были быть поданы 30 декабря (например, «Интер РАО» и холдинг МРСК), остальные — вчера.
Ежегодное декларирование доходов обязательно для госслужащих, руководителей госкорпораций и их родственников. Топ-менеджеры госкомпаний и госбанков и их родственники теперь также будут обязаны декларировать доходы, но смогут не раскрывать информации о недвижимом имуществе, следует из поручения. Обязаны они будут сообщить о своих финансовых обязательствах (например, кредитах), о владении акциями и об организациях, где они бенефициары. Песков затруднился сказать, поданы ли уже декларации, но заявил, что публиковать их правительство не будет.
Представители «Русгидро» и «Системного оператора» утверждают, что вся требуемая информация уже предоставлена. Представитель ФСК говорит, что поручение получено компанией только вчера. Представители прочих энергокомпаний от комментариев отказались.
«Сроки были очень сжатые, руководители сидели днем и ночью, собирали информацию по всем своим родственникам», — вспоминает сотрудник одного из энергохолдингов. Но выполнить поручение не удалось, продолжает другой: «Чтобы выяснить доход по акциям, нужно обращаться в депозитарий, фиксировать доход на определенную дату, эта процедура требует больше времени, чем было отведено».
Представитель РЖД уверяет, что все запрошенные сведения по членам правления компании уже направлены в указанные ведомства. Раскрыты ли данные членов совета директоров, он не говорит.
«В «Аэрофлоте» все заняты исполнением поручения правительства: топ-менеджмент заполняет справки о доходах», — говорит представитель авиакомпании. Человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота», полагает, что со сложностями может столкнуться заместитель гендиректора Андрей Калмыков, который был совладельцем туроператора Sunrise Tour, а сейчас доля зарегистрирована на его жену.
«Транснефть» направила запросы во все структурные подразделения и контрагентам, работа ведется с начала выходных и продолжается в настоящее время«, — говорит представитель монополии.
Данные о доходах руководства «Автодора» уже раскрываются, в требовании ничего революционного нет, говорит представитель госкомпании.
«Делаем все, чтобы уложиться в срок: людей дергали из отпусков, все загружены работой», — рассказывает сотрудник одной из госкомпаний.
«Мне анкеты прямо в отель прислали, — рассказывает высокопоставленный менеджер другой госкомпании, — но я к сроку не успею, заполню, когда вернусь».
«Я заполнял на глаз и за себя, и за детей: указать точно все доходы, да еще в праздники, просто невозможно, эту информацию надо запрашивать», — делится менеджер еще одной госкомпании.
Некоторые руководители компаний узнали о поручении после выходных, сейчас стоят на ушах, знает человек из руководства госхолдинга, чиновники, которые входят в руководящие органы госкомпаний, и независимые директора тоже не успели.
У некоторых менеджеров возникли проблемы с заполнением деклараций, рассказывает сотрудник госкомпании: не все управленцы в хороших отношениях с родственниками, заполнить бумаги на них было сложно.
«Я в Россельхозбанке представляю государство, если им неизвестны мои доходы, я, конечно, представлю», — говорит ректор Финансовой академии при правительстве Михаил Эскиндаров (входит в наблюдательный совет ВТБ и Россельхозбанка).
В просьбе правительства есть юридическая коллизия, говорит член наблюдательного совета госбанка: «Почему правительство имеет право просить такие данные у Сбербанка — акционерного общества, акциями которого владеет Центробанк?»
Многие топ-менеджеры опасаются, что данные могут утечь из аппарата правительства. Странно, что в списках нет ни «Ростехнологий», ни «Роснано», удивлен один из госбанкиров.
Сечин не включил «Роснефть»
«Эта кампания будет очень результативной», — обещает чиновник аппарата правительства. Ее инициатор — зампред правительства Игорь Сечин, знает другой сотрудник аппарата правительства: «Был доклад премьеру, по итогам которого Путин и сделал жесткие заявления».
Проблема системная, поэтому в список попали не только энергетические компании, продолжает сотрудник аппарата правительства. Почему в перечне нет «Роснефти», одной из крупнейших госкомпаний, он не говорит: «Список готовил лично Сечин». Песков также затруднился сказать, почему санкции не коснутся «Роснефти».
Будет сложно проверить все данные, которые представят госкомпании, признает сотрудник аппарата правительства: «Сейчас обсуждаем, как этот контроль обеспечить, скорее всего, он будет поделен по отраслевому признаку между министерствами». За неисполнение поручения руководители госкомпаний могут лишиться своих постов, предупреждает он.
После того как госкомпании и госбанки представят сведения о контрагентах и доходах топ-менеджеров, министерства проанализируют информацию на наличие конфликта интересов и представят к 1 февраля доклады в правительство «в разрезе каждой компании, с предложениями по каждому выявленному случаю», следует из поручения. В дальнейшем ведомства должны вносить такие доклады ежемесячно.
Максим ТОВКАЙЛО, Оксана ГАВШИНА