Вот уже третий год длится кризис суверенных долгов в еврозоне. В наступившем 2012-м он, вне всякого сомнения, не закончится, так что инвесторам эта тема может и поднадоесть. Но, к сожалению, этот кризис оказывает негативное влияние не только на банковскую систему и экономику Европы, но и на весь мир. Если учесть, что исход ситуации в Греции по-прежнему неясен, а Италия, Испания и Португалия находятся в подвешенном состоянии, то возникает вопрос о том, разрешатся ли вообще европейские проблемы когда-либо. С подробностями — корреспондент Investopedia.com Стивен Д. СИМПСОН.
Что на сегодня
Центробанки европейских стран путем обширных и скоординированных интервенций, а то и откровенных манипуляций к концу 2011 года добились относительного равновесия на рынке межбанковского кредитования, в результате чего ликвидность в евро и долларах довольно доступна (хоть и не всегда на лучших условиях), а опасения по поводу провала очередных аукционов гособлигаций поутихли.
Однако нельзя сказать, что дела обстоят спокойно и безопасно. В случае в Ирландией программа финансовой помощи стране сработала, но и проблем там было не столь много. А вот Греции уже понадобилось несколько финансовых интервенций, но по-прежнему сохраняется риск того, что греческим гражданам могут надоесть меры экономии и они разорвут ранее достигнутые договоренности. К тому же экономическая отчетность стран Южноевропейского региона, которая оказалась хуже первоначальных ожиданий, добавит негатива в общую картину.
Италия, Испания и Португалия также доставляют весомые поводы для беспокойства. Экономики этих государств отягощены большими бюджетными задолженностями и чересчур зависимы от правительственной политики и внутреннего спроса в отличие от экспортоориентированных конкурентных экономик с развитым индустриальным сектором.
Хуже того —
Но и это далеко не все. Остается открытым вопрос о том, выживет ли еврозона. Германии, похоже, все это уже порядком надоело, и, вероятно, она в дальнейшем уже не будет с прежней готовностью пренебрегать собственными интересами ради спасения своих соседей.
О плохом
В общем, все плохо, но может стать и еще хуже. Греция и Италия будут вынуждены в сжатые строки реформировать свои экономики с тем, чтобы отвечать требованиям рынка. Долги этих государств слишком велики по отношению к их ВВП. К тому же и инвесторы подливают масла в огонь, взвинчивая ставки по гособлигациям. И поскольку на выплату процентов уйдет еще больше средств из бюджетов вышеуказанных стран, то решать бюджетные проблемы им будет еще труднее.
Стоит учесть и то, что программы сокращения госрасходов значительно ухудшат многие экономические показатели перед тем, как улучшить их. Если теория о том, что увеличение госрасходов способствует экономическому росту, а снижение их, напротив, уменьшает этот рост, то данные относительно бюджетных дефицитов и долгового бремени проблемных стран грозят стать еще хуже. И это еще при условии, что граждане подобных стран согласятся с мерами экономии; в случае же если в обществе будут подогреваться настроения в духе «дефолт не повредит простым людям», то вводить меры по сокращению госрасходов будет еще сложнее.
В этих обстоятельствах проблемным странам понадобится еще и реформировать и либерализовывать свои экономики. Что Греция, что Италия — обе опутаны сетью правил и законов, которые затрудняют и удорожают процессы создания и развития бизнес-структур. В большинстве случаев «развитие» деловых предприятий в этих странах поддерживается государством и ограничивает свободную конкуренцию; если же в этих странах капитализм будет развиваться свободно, то и сами бизнес-модели претерпят существенные изменения.
Еще один вопрос — могут ли проблемные страны найти общий выход из положения. К примеру, Испании надо поискать новый стимул экономического роста, поскольку в последние годы она росла за счет значительных иностранных инвестиций и внутренних расходов. К сожалению, далеко не всем европейским государствам удастся исправить положение дел путем сокращения роли государства и развития экспортоориентированных промышленных отраслей. У них попросту нет структуры затрат, конкурентоспособной по отношению к Китаю, странам Юго-Восточной Азии и Восточной Европы. К тому же многие развивающиеся страны строят свой экономический рост на увеличении экспорта, что дополнительно уменьшает роль западноевропейских экономик на рынке экспорта.
О хорошем
Какова же другая сторона медали? Что пошло бы Европе на пользу в наступившем году?
Наилучшими помощниками еврозоне могут стать развивающиеся страны. Пусть Китай и отказался напрямую предоставить средства проблемным европейским странам, но у него при желании достаточно средств на скупку долговых обязательств этих государств. К тому же КНР, а также Индия и Бразилия импортируют в больших объемах европейское промышленное и технологическое оборудование. Впрочем, хоть это и хорошая новость, есть и плохая: большинство выручки от импорта стекается в сильнейшие государства Евросоюза — Германию, Францию и Великобританию, а странам послабее эти средства помогают ровно в той степени, в какой они поддерживают на плаву их покровителей.
Подспорьем послужит и восстановление американской экономики. США импортируют значительные объемы европейской продукции, американские туристы очень любят путешествовать по Европе, а по мере своего оздоровления Соединенные Штаты смогут высвободить достаточно средств на приобретение недооцененных европейских активов.
Еще один, не последний по важности возможный положительный фактор может заключаться в том, что европейские страны коренным образом пересмотрят свою политику, а также свои воззрения на роль государства в экономике. Многим проблемным государствам пошли бы на пользу либерализация экономики и уменьшение государственного участия на рынке труда — к примеру, в плане законов, регулирующих размеры заработных плат, продолжительность рабочего дня и гарантии трудоустройства. Стоило бы также ослабить законодательные ограничения, избавиться от излишне запутанных бюрократических систем, что повысило бы привлекательность частного сектора в глазах потенциальных работников — а это и создало бы необходимость трудоустройства именно в этой сфере.
Итого
Тем, кто уже сыт по горло европейским долговым кризисом, 2012-й принесет некоторое облегчение. Однако пусть большинство участников этих событий и начали отдавать себе отчет в масштабах проблемы и тех огромных усилиях, которые потребуются для ее разрешения, все равно на то, чтобы выйти из сложившейся ситуации, потребуется десяток лет, а то и более. Такие проблемы вряд ли можно решить быстрым и удобным для всех способом. Конечно, в конце концов нужные решения найдутся, но на это понадобится время.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru