На фоне рекордного показателя профицита торгового баланса в 2011 году экономика РФ продемонстрировала рекорд чистого оттока иностранного капитала вне острой фазы экономического кризиса — он превысил $84 млрд. Главную причину оттока как из нефинансового, так и из банковского сектора РФ аналитики видят в резкой «офшоризации» экономики в четвертом квартале 2011 года. Впрочем, внутриполитическими причинами эту тенденцию не объясняют — по их мнению, российская экономика просто не в силах «переварить» утекающие из нее деньги и отток следует рассматривать не только как проблему, но и как благо.
Текущий счет платежного баланса РФ в 2011 году, согласно предварительным оценкам ЦБ, достиг отметки $101,1 млрд (5,5% ВВП), увеличившись в 1,4 раза по сравнению с показателем 2010 года. Традиционно дефицитные статьи платежного баланса «отъели» фактически половину рекордного торгового дефицита ($198,1 млрд) 2011 года. Основная из них — счет финансовых операций, объем которого резко увеличился с $20,1 млрд в третьем квартале 2011 года до $30,7 млрд в четвертом квартале 2011 года на фоне резкого увеличения чистого оттока иностранного капитала с $19 млрд до $37,8 млрд соответственно. Годовой показатель оттока оказался на максимальном историческом уровне в $84,2 млрд ($26 млрд пришлось на банки и $58 млрд на компании), не считая кризисного 2008 года, когда РФ покинуло $133,7 млрд.
Статистика ЦБ демонстрирует резкий рост чистого оттока капитала в четвертом квартале 2011 года, приходящегося на нефинансовый сектор,— с $10,4 млрд до $30,3 млрд за квартал на фоне сокращения чистого оттока из банковского сектора соответственно с $8,5 млрд до $7,5 млрд. Как замечает Олег Солнцев из ЦМАКП, данные платежного баланса указывают на «резкое снижение прозрачности капитальных потоков в четвертом квартале 2011 года». «Иностранные пассивы компаний и банков резко выросли на фоне роста активов, из чего складывается несколько шизофреническая картина. Резкий рост пассивов явно отражает офшоризацию экономики»,— замечает он.
Гипотезу господина Солнцева косвенно подтверждает и увеличение статьи платежного баланса «чистые пропуски и ошибки», которую принято ассоциировать с бегством капитала. С третьего по четвертый квартал отрицательное сальдо по этой статье увеличилось с $8 млрд до $13 млрд.
Резкий рост прямых и портфельных иностранных инвестиций российских компаний за рубеж в 2011 году (до $70 млрд) аналитики «ВТБ Капитала» лишь на 25% объясняют реальными сделками по слиянию и поглощению иностранных компаний. Остальные — офшорными сделками. «При выборе офшорных зон российские компании традиционно отдают предпочтение Кипру, Нидерландам и Британским Виргинским островам (БВО). На долю Нидерландов и БВО в 2010 году пришлось соответственно 14% и 4%. По итогам первого квартала 2011 года это соотношение составило 34%, 14% и 11% соответственно»,— говорится в отчете банка, анализирующем причины оттока. Между тем его авторы отмечают: «Значительная порция этих капиталов в конечном итоге все равно возвращается в Россию или — в случаях, когда де-факто российская компания просто меняет страну юрисдикции,— вообще ее не покидает. Однако даже приблизительно количественно оценить эти потоки не представляется возможным».
Главная же причина роста иностранных активов банковской системы — кредиты юрлицам. По оценкам ЦМАКП, в четвертом квартале их рост объяснял 45% всего прироста иностранных банковских активов (40% за 11 месяцев 2011 года и всего 5% за соответствующий период 2010 года). Господин Солнцев полагает, что банки также наращивали кредитование российских же компаний через офшоры. Дополнительным фактором резкого роста иностранных активов российских банков мог послужить стимул заработать на арбитраже, занимая в рублях и предоставляя долларовые кредиты в ЕС. Другим по значимости фактором, послужившим оттоку, стал резкий рост кредитов и депозитов в банках-нерезидентах. Его, как считает Дмитрий Полевой из ING Russia, могло спровоцировать «бегство» за границу капитала физлиц-клиентов банков.
Между тем опрошенные «Ъ» аналитики считают рост оттока в 2011 году не проблемой, а в значительной степени благом для экономики РФ. Алексей Моисеев отмечает, что российская экономика просто работает на максимуме загрузки основных фондов и занятости — главным образом поэтому российские компании ищут другие места приложения своего капитала. В противном случае утекшие $84 млрд могли бы лишь спровоцировать надувание очередных пузырей на российских рынках, что доказал 2008 год, полагает он. Кроме того, отток послужил дополнительным подспорьем для ЦБ в борьбе с инфляцией, позволив денежным властям ограничить покупку валюты на открытом рынке.
Экспертные ожидания относительно состояния текущего счета и, соответственно, оттока в 2012 году расходятся в разы. Разброс консенсус-прогноза агентства Reuters находится в диапазоне от $12 млрд до $65 млрд. Оптимисты ожидают улучшения ситуации в ЕС и возврата капитала после выборов президента РФ и формирования нового правительства. Пессимисты же убеждены в паузе инвестирования в РФ как минимум до конца 2012 года.
Алексей ШАПОВАЛОВ