Банкир Игорь Ким с партнерами вернет Барклайс-банку, в октябре выкупленному у британского Barclays, прежнее название — Экспобанк. Помимо названия, вероятно, вернется и прежняя модель бизнеса: Барклайс-банк будет развиваться как универсальный игрок, делая в рознице акцент на массовых продажах, а не только на работе с состоятельными клиентами.
О том, что Барклайс-банку, в октябре выкупленному банкиром Игорем Кимом с партнерами у британского Barclays, вернут историческое название — Экспобанк, «Ъ» рассказали три источника, близких к банку. Смену названия предусматривают договоренности с британской стороной: новые владельцы могут использовать бренд Barclays в течение девяти месяцев после сделки. «Игорь Ким обсуждал возможность переименования с бывшими владельцами Экспобанка, в частности с Андреем Вдовиным, и получил согласие»,— рассказал один из источников «Ъ», близкий к банкирам. «Сейчас новые собственники уже подали документы на регистрацию названия Экспобанк в ЦБ»,— говорит другой собеседник «Ъ», близкий к Барклайс-банку. Еще один источник «Ъ», близкий к Барклайс-банку, уточнил, что новыми владельцами обсуждались несколько вариантов названий и окончательное решение по бренду будет принято на этой неделе. В Барклайс-банке от комментариев отказались. Игорь Ким по мобильному телефону был недоступен для комментариев. Андрей Вдовин от комментариев отказался.
Барклайс-банк — бывший столичный Экспобанк, приобретенный британской группой в начале 2008 года с рекордным для России коэффициентом 4 к капиталу (за $745 млн), в октябре 2011 года был продан партнерам во главе с Игорем Кимом, который также является совладельцем банка «Восточный экспресс» и находится в процессе выхода из капитала МДМ Банка. На базе Барклайс-банка господин Ким намерен развивать новый банковский проект, самостоятельный от других его активов. На 1 октября 2011 года Барклайс-банк занимал 119-е место по активам (24,5 млрд руб.) и 94-е место — по капиталу (4,7 млрд руб.) в рейтинге «Интерфакса».
Переименование в Экспобанк не станет первым случаем возвращения банковского бренда на рынок. Аналогичным образом, в частности, вернулся Гута-банк, вспоминают эксперты. «Продавая банковский актив в 2004 году, собственники бренда «Гута» сохранили его за собой и вернулись на рынок в 2008 году,— говорит юрисконсульт департамента банковского консультирования консалтинговой группы «НЭО Центр» Юлия Широкова.— Возвращение к знакомому бренду Экспобанка может сыграть положительную роль, особенно для привлечения розничных клиентов, поскольку его не нужно раскручивать с нуля».
Сменой названия новые владельцы банка ограничиваться не собираются. До сих пор акционеры занимались сокращением затрат, в частности за счет увольнений сотрудников (см. «Ъ» от 29 ноября). За январь-октябрь 2011 года убыток Барклайс-банка составил 428 млн руб. Как теперь указывают источники «Ъ», близкие к банку, новые собственники, в отличие от британцев, намерены развивать банк в качестве универсального, уходя от специализации на премиальном сегменте в рознице. «Barclays в России, как и HSBC, выбрал консервативную стратегию и сделал ставку прежде всего на обслуживание состоятельных клиентов, чего, очевидно, оказалось недостаточно для покрытия расходов на покупку банковского актива и выхода в зону прибыльности»,— говорит Юлия Широкова. «Барклайс-банк под началом Игоря Кима будет развивать массовую розницу»,— говорит собеседник «Ъ», близкий к банку. О том, что теперь Барклайс-банк будет развиваться как универсальный игрок, косвенно свидетельствует отказ новых собственников продать процессинговый центр, исторически сильный в банке. «К Игорю Киму обращались с предложением о покупке процессинга, переговоры, в частности, были с Андреем Вдовиным, однако господин Ким отказался»,— говорит собеседник «Ъ», близкий к банкирам.
Таким образом Барклайс-банк планирует вернуться не только к бренду Экспобанка, но и к его бизнес-модели, а это уже будет сделать сложнее, указывают эксперты. В частности, за четыре года Барклайс-банк утратил позиции на рынке обслуживания пластиковых карт. «Оставленная Экспобанком ниша уже занята другими игроками, и направление эквайринговых услуг за последние несколько лет сильно изменилось технологически»,— говорит директор департамента развития банковских продуктов ФГ БКС Александр Дерягин.
Дарья ЮРИЩЕВЕА, Юлия ЛОКШИНА