Вчера представительство Всемирного банка (ВБ) в РФ официально объявило о переменах в руководстве московского офиса организации. С 1 января 2012 года его руководителем стал Михал Рутковский, до этого занимавший пост главы сектора развития человеческих ресурсов, представительства ВБ в Южной Азии, а главным экономистом — бывший старший экономист банка по Европе и Центральной Азии Каспар Рихтер. Исходя из объявленных назначений, стратегические приоритеты ВБ в РФ (по крайней мере, на уровне исследований) могут сместиться в область социальной политики и пенсионной реформы.
Новый руководящий состав российского представительства ВБ вчера представил уже экс-директор банка по России Педро Альба, возглавлявший российский офис банка с 15 марта 2010 года до конца 2011 года. На прощание он сказал, что с сожалением покидает Россию и делает это только по причинам семейного характера, надеясь в скором времени возглавить подразделение ВБ в другом регионе. Вместе с господином Альбой Москву покидает и главный экономист офиса Желько Богетич.
С начала 2012 года главой российского представительства ВБ стал Михал Рутковский, который с 2008 года и до последнего времени руководил отделением развития человеческих ресурсов ВБ в Южной Азии. «Я работал в России в 1990-е годы в качестве главного экономиста (ВБ.— «Ъ»)»,— напомнил он. С 1996 по 1997 год господин Рутковский руководил бюро уполномоченного правительства по социальному обеспечению в правительстве Влодзимежа Чимошевича, фактически став одним из идеологов пенсионной реформы в Польше. С 1998 по 2004 год — возглавлял сектор соцобеспечения ВБ в Европе и Средней Азии.
Будучи приверженцем многоуровневой пенсионной системы, вчера Михал Рутковский, отметив, что система пенсионного обеспечения в Польше похожа на систему, формирующуюся в России, раскритиковал намерения польского правительства постепенно отказаться от накопительной части пенсии. «Я не согласен с этим шагом, поскольку он был спровоцирован желанием показать более красивую цифру бюджетного дефицита и госдолга. Правительство Польши замаскировало явный долг, но этот шаг привел к росту скрытого долга»,— сказал он. Как и представители других международных экономических организаций, отмечающих, что необходимость дальнейшей реформы пенсионной системы в РФ перезрела (например, ОЭСР), господин Рутковский заметил: «Россия, как и другие страны Восточной Европы со временем, может столкнуться с необходимостью повышения пенсионного возраста». «С социальной точки зрения это является трудным»,— признал он, судя по всему, пытаясь быть толерантным к официальной позиции правительства РФ, которое не видит необходимости ни в увеличении пенсионного возраста, ни в уравнивании его для мужчин и женщин.
Впрочем, Михал Рутковский не стал вдаваться в подробности ближайших планов ВБ в отношении пенсионной реформы в РФ, объявив, что в течение 2012 года планируется провести отдельное исследование бедности в РФ. Оно, в частности, затронет проблему доступа к социальным услугам, прежде всего для детей, уязвимости граждан РФ к бедности в случае непредвиденного ухудшения экономического благосостояния и хронической бедности. Отметим, что изучением проблем бедности и социальной политики в РФ еще до назначения с 1 января 2012 года главным экономистом ВБ в РФ занимался Каспар Рихтер. На одно из его исследований, основанное на данных «Российского мониторинга экономического состояния и здоровья населения» и доказывающее влияние неожиданного снижения уровня доходов на ухудшение качества здоровья и рост смертности в РФ, неоднократно ссылался ректор РЭШ Сергей Гуриев.
Алексей ШАПОВАЛОВ